Геннадий Внуков: Я в школе №1, словно росток, пророс

Имя этого человека известно не только в Куйбышеве, но и далеко за его пределами. Тысячи выпускников старейшей школы Сибири, ныне гимназии №1 им. А.Л. Кузнецовой, отзываются о своем учителе с почтением и теплотой. Десятки педагогов с глубочайшим уважением вспоминают своего наставника, коллегу и руководителя. В его педагогической копилке — множество награди званий. Очередное из них,присвоенное в июне этого года,– «Почетный гражданин города Куйбышева».

Корреспонденты газеты Аспект взяли интервью у Заслуженного учителя Российской федерации Геннадия Ивановича Внукова.

— Геннадий Иванович, спасибо, что согласились на разговор. Начну с вопроса о том, как живется сегодня,на заслуженном отдыхе? Скучаете по школе, по ученикам?
— Времени прошло уже достаточно много. В школе новый коллектив, новая администрация,много незнакомых мне учителей. Поэтому в будни я ее не навещаю, а вот на вечер встречи хожу. Пока есть возможность, мы с Тамарой Николаевной приходим, общаемся с выпускниками.

— Чем любите заниматься, как отдыхать?
— Иногда занимаюсь огородными делами, иногда музицирую. Мне ученики гитару подарили лет 30 назад. Сначала не до нее было – работал, а потом научился и вот сейчас играю, романсы пою. Во многом мне помогло участие в народном хоре «Учитель». Жаль, что сегодня нет Дома учителя. Он нас объединял. Люблю готовить, поварскими делами занимаюсь.

— А что Вы умеете готовить, и кто Вас этому научил?
— Все что угодно: и гуляш, и беляш, и пироги, и борщи, – все, что есть в русской кухне, ради Бога, пожалуйста. А научила готовить сама жизнь. Я и в студенчестве этим занимался.

— Все, кто Вас знает, отмечают Вашу демократичность, доброжелательность, отзывчивость и скромность. А как Вы сами охарактеризуете себя?
— Была у нас при школе собака по кличке Боба. Очень умненькая была,всюду следовала попятам: я к трибуне– она на сцену; яв администрациюна заседание Совета депутатов – она со мной.Хохотали все, но относились к ней с пониманием. Собаки хорошо чувствуют человека,а стало быть, если Боба относилась ко мне доброжелательно, чувствовала во мне доброе отношение к ней, стало быть,так оно и есть.

А что касается отношения к учителям, тем более. Я всегда демократично поступал по отношению к ним. Без учителей не решал практически ни одного вопроса. Наушничество не терпел. В таких случаях говорил: «Есть профсоюзная организация. На собрании скажете все свои мысли».

Я никогда не опускался до авторитарного стиля руководства. У меня были прекрасные заместители. С ними мы коллективно решали все проблемы. Я им за это очень благодарен.

— У Вас были кумиры – люди, на которых Вы ровнялись?
— Мое становление шло в послевоенное время. Тогда равнение шло на героев Отечественной войны: Ивана Кожедуба, Александра Покрышкина, Зою Космодемьянскую и других. Мы все их уважали, стремились им подражать. Особенно Кожедубу и Покрышкину. Александра Ивановича я видел своими глазами на собрании в здании бывшего кинотеатра, где сегодня находится спортивное отделение педагогического колледжа. Он тогда баллотировался в Новосибирский Совет, приезжал в Куйбышев и рассказывал о своих подвигах.На весь город в те годы был одинавтомобиль «Победа», и его возили на нем. Ходил он в длинном кожаном пальто до пола.

Для нас кумирами было старшее поколение: мои дяди, которые прошли всю войну, мой отец. Он хоть и не жилс нами, но мы никогда не теряли с ним связь. Война разделяла людей и сближала. Это было очень серьезное и трудное время.

— Геннадий Иванович, каких людей и близко нельзя пускать на школьный порог, и как Вы сами попали работать в школу?
— Не место в школе тем, кто не любит людей, кто думает только о себе, ставя свои интересы выше общественных. Мой путь в школу, наверное, был предначертан судьбой. Будучи школьником, я всегда активно участвовал в школьной жизни.Был и членом совета пионерской дружины, и секретарём комсомольской организации. После десятилетки я хотел поступить в военно-морское училище им. Фрунзе, но по состоянию здоровья комиссию не прошел, давление подвело. А когда приехал назад в Куйбышев,очень переживал об этом.

Мне Александра Лукинична сказала: «Гена, ну что ты переживаешь? Иди учителем,у тебя получится». Я подумал и пошел на физику, в то время было престижно иметь техническое образование. Много было прекрасных педагогов физиков – участников войны. Хотя я мог пойти и на гуманитарный профиль. Я очень любил литературу, с 9-го класса уже пел романсы. На сцене в школе стояло фортепиано, и мы там репетировали: «Я помню чудное мгновенье…»

— Получается, что Вы и физик, и лирик?!
— Да, скорее всего. Я даже стихи пишу, когда на меня находит грусть.

— Вопрос почти из физики о лирике: Одноименные заряды отталкиваются, а разноименные – притягиваются. Как, по-вашему, распространяется ли этот закон на людей?
— Сравнивать с электростатикой людей, конечно, не стоит. Это особый человеческий дар. Какое будет заложено начало для семейной жизни,противоположное или одинаковое,оченьтрудно предугадать. Мы с Тамарой Николаевной во всем противоположные, но естьу нас и единое целое – это стремление к жизни, любовь к детям, работоспособность, которая у нее чуть больше, чем у меня.

Когда меня спрашивают, как вы жили друг с другом и не ссорились, я отвечаю, нам некогда было.Тамара Николаевна до часаночи проверяла тетради, а я после работы занимался художественной самодеятельностью, песни пел, ездил по деревням. Хотя потом вместе шли на работу, я физику вел, а она литературу и русский язык.

— Ваша мама, супруга и дети связаны со школой. Семейная династия – это благо или большая ответственность?
— Если ты просто учитель, то сложности, конечно, нет. Но если ты руководитель, то работать с членами семьи нелегко. Я старался относиться ко всем одинаково. Никогда не делал поблажек членам своей семьи. Наоборот. Дочь Ольга — очень хороший преподаватель начальных классов. Сын Саша был практически первым, кто освоил компьютер и сделал большую работу по оформлению документов при переходе школы на более высокий уровень – в статус гимназии.Я ему очень благодарен.

— То, что школа жива и сумела подняться на ступень выше – это Ваша заслуга?
— Это общая заслуга. Но были учителя, которые говорили: «Зачем намэта гимназия?». Потому что переходный период был очень трудным. К нам приезжалипредставители из института усовершенствования, проверяли, следили за нашими успехами. Непростая задача была, но мы с ней справились.

А началось все с того, что в середине 80-х годов городские власти не очень-то хотели, чтобы первая школа жила. На нее практически не обращали никакого внимания. Все шло к тому, чтобы ее закрыть. И когда в 1986 году я стал директором, то решил, что школу надо спасать.

На юбилее в год 180-летия я выступил с предложением присвоить школе имя Александры Лукиничны Кузнецовой. Меня поддержали. Это был первый шаг для спасения– именное образовательное учреждение не так просто закрыть.

В 2002 году мы аттестовались на статус гимназии, ещё больше укрепив свои позиции.

— Геннадий Иванович, у Вас много наград. Какая из них является для Вас самой важной?
— Для меня они все одинаковые. Когда за что-то дают награды, наверное, не просто так дают. Поэтому, начиная с грамоты городского отдела народного образования и заканчивая званием «Заслуженный учитель Российской Федерации», все для меня важны. Сегодня денег ждут, а мы почему-то тогда грамоты да медали ждали. На них воспитывались.

— Кого в Вас больше — учителя, педагога или руководителя?
— Меня не тяготило ни то, ни другое. Я в школе этой словно росток пророс. 10 лет проучился в ней, потом учителем был с 1962 по 1976 годы. С 1976 по 1986 годы — завучем, а с 1986 года – директором школы. Главное,чтобы тебя понимали учащиеся и учителя.

Если ты с ними идешь в одной упряжке, и они тебя поддерживают, то все трудности преодолимы. Я в свою очередь старался во всем поддерживать учителей. Даже на забастовки с ними выходил. Из директоров я там только один был. Не боялся, что меня снимут, шел с коллективом.

— А если все начать сначала, захотели бы что-либо изменить?
— Ничего изменить нельзя никогда. Все идет своим чередом. Так, наверное, заложено судьбой. Видимо, есть какая-то высшая сила. Может быть, когда я не поступил в военно-морское училище, и не стал подводником, меня отвела судьба и отправила совершенно в другом, не менее важном направлении. Ведь сколько аварий было на подводных лодках.

— Какое Ваше любимое время года?
— Для меня все времена года хороши одинаково. И зима, и осень, и весна. Только лето я стал меньше любить, особенно в жару некомфортно, тем более, когда немножко здоровье подкачивает. А в прохладное время года мне хорошо. Люблюпрогулки… Раньше и на лыжах ходил.

— Есть ли у Вас свой девиз по жизни?
— Девиз один: Работа и еще раз работа. Раньше у нас был лозунг: Быть полезным Родине своей. Иди и не сдавайся. Сегодня все изменилось. Информационные технологии делают людей роботами. Я сегодня больше знаю стихов и песен, чем мой внук. Хотя парень он умный.

— Ваше напутствие или совет молодым?
— Прежде всего, любите свою профессию. Без этого нельзя. Если не любишь, надо уходить. Если не получается, тоже. Не нужно время терять.И еще надо работать над собой и делать это систематически, невзирая на то, учишься ты или работаешь.

Я помню, мы с конспектом боялись даже общаться на уроке. А сегодня есть молодые педагоги, которые приходят в класс и читают по конспекту урок, от тетрадки оторваться не могут. Говорят, что лучше, чем в книжке написано, не расскажут.

В действительности, учитель должен больше рассказать, чем в книжке написано. Долженвладетьдополнительной информацией. Сегодня интернет открыл для этого большие возможности. Нужно быть в десятки раз образованней своих учеников. А к этому надо готовить себя ежедневно.

О ком из своих учителей вы бы хотели прочитать?

Еще по теме:

Татьяна Ильина: Книга — это моя жизнь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.

Читайте также