Ирина Казакова: Я родилась с мелом и указкой в руках

Ирина Казакова говорит, что родилась с мелом и указкой в руках. Она — социальный педагог старших классов в школе №3 Барабинска. Работа приносит ей удовлетворение.

Несмотря на огромную занятость в школе, дома старается всю себя отдать близким людям. В выходной день любит отдыхать с семьей на природе. Пройтись с дочкой по магазинам. Сходить в кинотеатр.

— Ирина Борисовна, уточните, вы учитель или педагог? В чем разница? Или это одна профессия? 

— Учитель – это профессия. Учительство – работа преподавателя, а педагогика – искусство воспитания. Все, кто занимается воспитанием – родители, воспитатели в детских садах, тренеры в детских спортивных школах, в разной степени педагоги, но не обязательно учителя. Учителя же обязаны быть педагогами по призванию.

Когда-то прочитала, что «учитель – это тот, кто рассказывает о том, что написано в книге, а педагог учит читать эту книгу так, чтобы потом появилось желание еще что-нибудь прочитать самостоятельно». Как социальный педагог я непосредственно участвую в воспитании детей, занимаюсь этим уже длительный период, а с недавнего времени преподаю курс профориентации. Получается, что совмещаю и педагогическую деятельность, и работу учителя.

— У вас было желание стать социальным педагогом или так сложилась судьба? Как выбирали профессию? 

— В моем случае все намного сложнее. Можно сказать, что это не я, а «профессия выбрала меня». В нашем роду нет ни одного учителя, но мне кажется, что я родилась с указкой и мелом в руках.

Поначалу было очень сложно, и иногда даже опускались руки. Работа социального педагога намного отличается от обычной педагогической деятельности. К тому же, передо мной встали явные минусы данной профессии – мало свободного времени, трудные дети и непримиримые родители. Но потом просто влюбилась в свою нелегкую работу, своих детей, таких разных, ершистых и покладистых, серьезных и озорных, но тем и интересных. И семьи с их проблемами и заботами уже становились для меня, как родные.

— А что это за предмет, который вы преподаете — «Выбор профессии»?

— Проблема выбора профессии является одной из главных в жизни человека. Часть молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта избирают профессии, не соответствующие их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям. Это влечет за собой разочарование. Заниматься нелюбимым делом – неприятное занятие. Необходимо способствовать тому, чтобы выпускники сделали верный жизненный и профессиональный выбор.

— Легко ли работать со школьниками старших классов?

— Легко работать, когда урок интересный, чередует в себе теорию и практическую часть. Сейчас огромен и разнообразен набор технических средств сопровождения урока. На моих уроках дети не поднимают руку для ответа, занятия предусматривают и диалоги, и дискуссии, и даже дебаты. Но беспорядка не наблюдается.

Чуть сложнее — с будущими выпускниками. У них, в силу возраста, повышенная требовательность в общении со взрослыми. Это требует от учителя высокого уровня проявления собственной педагогической позиции. Нужно выстроить позитивные взаимоотношения на уроках, создать добрую атмосферу, соблюдать педагогический такт, иметь способности слушать и слышать, объективность и …чувство юмора.

— Вы говорите: чувство юмора. Между тем из репортажей мы знаем о том, что в американских и даже московской школе ученик может унизить и оскорбить учителя, открыть стрельбу в классе. Почему, несмотря на это, люди продолжают работать учителями?

— Даже не знаю, как ответить. В нашей школе, как, я думаю, и в абсолютном большинстве других российских школ нет и не может быть таких ситуаций. Учебный процесс строится, прежде всего, на взаимном уважении, взаимном понимании, сотрудничестве всех участников. Все, конечно, зависит от руководителя учреждения.

У нас замечательный директор — Гутов Евгений Эдуардович, опытный педагог  и прекрасный человек. Дети его обожают и совсем не боятся, родители уважают. Каждый учитель в нашей школе чувствует себя защищенным и необходимым. А детки наши – воспитанные, умненькие, прилежные.

— Выходит, что у вас как у социального педагога в школе №3 немного работы? Ребята не нуждаются в вашем постоянном присмотре?

— Скорее, не в присмотре, а в помощи. Да, есть такие ученики, но их единицы. Учеников, совершивших преступные действия, у нас нет уже много лет. А вот работы у меня много. Неверное мнение складывается о работе социального педагога, что он воспитывает только трудных детей и приходит только в неблагополучные семьи.

Наряду с профилактическими мероприятиями, провожу социально значимые акции, повышающие значимость и авторитет семьи и семейного воспитания. Очень часто обычная работа с ребенком оказывается невозможной и неэффективной. В таких случаях в дело вступает социальный педагог. В его обязанности входит проведение индивидуальной воспитательной работы, посещение семей, разъяснительная работа с родителями, контроль за посещением детьми учебных занятий, помощь в выборе кружков.

— Приходится ли вам работать по вечерам? Как семья относится к вашей занятости на работе? 

— У меня замечательная семья. Любящий муж всегда меня понимает и поддерживает. Он очень рассудительный, его советы я часто использую в отношениях с другими родителями. Он у меня тоже немного «социальный педагог», сопровождает меня в семьи по вечерам, шутит, что ему уже тоже надо начислять зарплату.

Не обделены ли вниманием ваши собственные дети? 

— Наша с мужем гордость — доченька Марина, окончила школу с отличными успехами в прошлом году, учится на факультете «Международные отношения и право», увлекается иностранными языками.

Я стараюсь не смешивать работу и семью. Грань, отделяющая одно от другого, у меня существует. Несмотря на огромную занятость на работе, дома стараюсь всю себя отдать близким мне людям.

— Можно ли наказывать детей? Трудом, например?

— По сути, физическое наказание ничему не учит детей. Используя такой метод, родители только лишь показывают, что они сильнее, и что с помощью силы могут заставить ребенка делать то, что было велено. В результате физического наказания ребенок может исправиться и сразу перестать вести себя плохо, но это только видимость. Обида ребенка может проявиться в том, что он станет мстить — приносить плохие отметки, портить какие-то вещи и не выполнять свои обязанности.

Наиболее действенный способ – это отказ от удовольствий. Но лучше не применение наказаний, а аргументированное объяснение ребенку его ошибок и помощь в их исправлении.

Наказание трудом точно применять нельзя. Ребенок должен знать, что необходимо трудиться, чтобы чего-то добиться. А наказание трудом приведет к отвращению к труду.

— Вы трудоголик или иногда балуете себя отдыхом? 

 — Я требовательная к себе. Не трудоголик, но работать стараюсь с самоотдачей, так как моя работа приносит мне моральное удовлетворение. Вместе с желанием работать растет профессионализм, опыт, понимание того, что все, что я делаю – не случайно и не зря. За прошедшие годы я добилась некоторых успехов, которые подстегивают меня идти дальше, не останавливаться на достигнутом.

А насчет побаловать себя, то это – в выходные дни. Выбираемся с семьей на природу, обожаем с дочерью совершать шопинг, посещать бабушек и дедушек. Когда дочь приезжает на выходные домой, то стараемся выбраться в кинозал, либо устраиваем вечерний просмотр фильмов с «вкусняшками».

— А новости смотрите? Волнуют ли вас политические события в стране?

— Своим вопросом вы попали прямо «в точку». Политика – это мое давнее увлечение. Мой любимый телеканал – новостной. Хорошо разбираюсь в политике, внутренней и внешней, люблю побеседовать на эту тему и даже поспорить. Читаю публицистическую литературу. Придерживаюсь левых социалистических взглядов во внутренней политике. Как патриот, очень переживаю за свою Родину в сложившейся международной обстановке.

В августе ехала в поезде с беженцами из Луганска. Страшно и больно было слушать их рассказы о войне и спасении. Но больше всего меня поразила фраза женщины: «Лишь бы Россия нас не бросила, а так все переживем». Я несколько минут не могла даже слова вымолвить, комок к горлу подступил… Мы все являемся свидетелями великой трагедии. Сейчас всем надо объединиться и не делать вид, что тебя это не касается. Есть повод задуматься, а все ли я сделал для страны в такой трудный для нее момент.

— День учителя – для вас главный праздник? Какой подарок хотели бы получить?

—  И для меня, и для моих коллег это главный праздник в году! Самым лучшим для меня подарком в этот день станут поздравления любимых учеников и улыбки на лицах моих коллег. Это не просто профессиональный праздник. День Учителя – это день детства и юности, это день любви и надежды, это день опыта и мастерства!

Дорогие, милые учителя! От всей души поздравляю вас с наступающим праздником! Позвольте сказать вам великое спасибо за ваш самоотверженный труд, за душевную щедрость, за теплоту сердца, отданные своим ученикам. Желаю вечной весны, вечной молодости, вечного горения! Успехов вам, дорогие коллеги!

Кого вы поздравите с Днем учителя?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.

Читайте также