Фотография – одна из тех вещей, которые есть у каждого человека. Мы украшаем ими наш дом, носим в своих бумажниках и телефонах, делаем из них сувениры, дарим, посылаем по почте, любуемся и храним.
Не случайно есть у этого уникального явления свой день. 19 августа – Всемирный день фотографии. Как рождаются эти маленькие шедевры, каково быть фотографом, есть ли нефотогеничные люди – эти вопросы мы задали барабинскому фотографу Наталье Киндеркнехт.
– Наталья, давайте для начала вернемся в те дни, когда вы делали первые шаги в этой профессии: как стали фотографом?
– Все началось с увлечения. Отец фотографировал, раньше это было принято, люди увлекались фотографией, и он меня к этому подключил. Когда пришло время выбирать профессию, я ещё не знала, кем хочу стать.
Подала документы на экономический факультет в Омске. А спустя время встретились с одноклассниками и разговорились о том, кто куда поступил. Одна одноклассница сообщила, что поступила на модельера в Омский технологический техникум. Я спросила, какие специальности там ещё есть. И когда услышала про отделение фотографов, то сразу поняла, что мне нужно.
Я забрала документы с экономического и отдала в омский технологический. Диплом защитила на «отлично» и получила специальность – техник-технолог фотопроизводства V разряда. Кстати, пятый разряд дают только после 20-летнего стажа, а мне присвоили сразу после учебы.
– Получается, что ваше увлечение сразу после техникума стало вашим делом?
– В этом мне повезло. У меня любимая работа, которая приносит мне и удовольствие, и заработок. Даже если появляется усталость, то она приятная. Много получаешь положительных эмоций и от клиентов в виде благодарности за работу.
– А капризные клиенты бывают? Как к ним находите подход?
– Бывают, конечно. Пытаюсь делать так, как нравится клиенту, даже если я вижу это иначе. Стараюсь, чтобы человек ушел довольный. В салон приходят и женщины, и мужчины, и дети. Среди них есть и те, кто не любит фотографироваться, считает себя нефотогеничным. Пытаюсь доказать им обратное.
Кстати, неверно мнение, что женщины больше на себя внимание обращают. Мужчины очень большое значение придают тому, как они будут выглядеть на фотографии, они намного капризнее, чем женщины.
– Что вы говорите тем, кто считает себя нефотогеничным?
– Здесь слова не помогут. Просто надо сделать удачную фотографию. Для этого, конечно, нужно пообщаться с человеком перед фотосъемкой, вызвать его на эмоции. При этом я смотрю, как он улыбается, какой поворот головы удачнее, хороша ли улыбка…
– В чем ваша особенность? Чем вы отличаетесь от других фотографов?
– Не знаю. Я себя отношу к портретистам. Меня больше интересует крупно-портретная съемка: эмоции, глаза, улыбки и все такое… Постановочное – это не мое. Всю жизнь мечтала фотографировать детей. До сих пор эта страсть к детям жива. Вообще, это, наверное, самая благодарная работа – с детьми, самая эмоциональная.
– Но ведь это ещё и сложно?
– Детей до года, которые ещё не начали ходить, снимать тяжелее. Потому что, когда они ещё лежат, много не поэкспериментируешь. Приходится думать, как разнообразить фотографии. С детьми, которые начали ходить, тоже непросто, потому что они убегают. Их не успеваешь фотографировать, их нужно чем-то завлечь, привлечь: и хрюкаешь, и квакаешь, и ползаешь с ними.
А с детьми, которые уже садовского возраста, нужно найти контакт. Либо они раскрываются тебе, либо совсем закрываются. Поэтому, когда я прихожу в детский сад, мы с ними сначала разговариваем, смотрим все их игрушки, я слушаю их рассказы о папе, о маме, о туфельках, платьишках, машинках… И только потом мы начинаем фотографироваться.
– Где вы любите снимать – в студии или за её пределами?
– Без разницы. В студии помогает освещение. Фотографии здесь можно сделать настолько качественные, что при огромном увеличении каждая ресничка будет видна, будет виден блеск глаз. Уличная съемка дает свои положительные моменты. С солнцем очень красивые световые рисунки получаются.
– Вы больше любите цветные или черно-белые фотографии?
– Я люблю как то, так и другое. Но предпочтение отдаю теплым оттенкам – тонированным, коричневым тонам. Я заранее обговариваю, могу ли я в таком решении сделать фотографии. Многое зависит от стиля фотографии. Если съемка идет в ретро-стиле, то тут уместна имитация старины. Яркие и сочные краски здесь уже будут смотреться картинно.
– Какой снимок вы можете назвать хорошим?
– Конечно, тот, где эмоции. Это будет наиболее удачная фотография. Но опять же смотря для чего.
– Сколько длится процесс рождения фотографии, от замысла до обработки?
– Есть люди, которые сразу располагают. Я после фотосъемки могу сесть и все за несколько часов сделать. А есть люди, после встречи с которыми я настраиваю себя, чтобы начать работу.
– Как вы относитесь к конкурентам?
– Сегодня число фотографов растет. Но я не считаю никого своим конкурентом. У каждого человека свой вкус, и у каждого из нас будет свой клиент. Кому-то больше нравится постановочная фотография, чтобы вокруг было много декораций. Они выбирают фотографа для этого. Кому-то нравится портрет, они выберут меня. Ну, а когда есть здоровая конкуренция, это нормально. Нам молодые не дают сидеть на месте, а наши работы чему-то учат их.
– Есть ли разница между фотографом и фотохудожником? К кому вы себя относите?
– Я бы не делала таких разделений. Когда ты портретист, ты меньше всего испытываешь потребность охудожествить фотографию. Важно сам кадр поймать, сам момент.
– Что вам помогает расти, как специалисту?
– Раньше были курсы повышения квалификации. Но это курсы технического повышения. Я училась, когда были совсем другие фотоаппараты. Мы сами составляли проявители, закрепители, вручную все это обрабатывали, и процесс был достаточно трудоемкий. Кроме знаний по фотосъемке, нужно было иметь немалые знания по химии.
Сейчас совсем другие технологии, и нет уже никаких курсов. Сегодня интернет помогает. Но самое большое спасибо я хочу сказать людям, которые помогут и советом, и делом. Есть у меня уважаемый мной коллега Алексей Бадажков из Куйбышева и его жена Татьяна – парикмахер. Быть знакомыми с такими творческими людьми – это большое счастье. Алексей – это человек, который всегда придет на помощь.
– За последнее время технологии шагнули далеко вперед, но сегодня многие фотографы с ностальгией смотрят в прошлое. Не хотелось ли вам поработать с пленкой?
– Когда мы учились, ещё была широкоформатная пленка на камерах, которые закрывались темной тряпочкой. Мы делали ретушь специальными карандашами… Я бы с удовольствием поснимала на пленку, но сейчас для этого нет времени. Жизнь скоротечна. И сегодня очень мало продается химии для обработки пленок вручную. Да и техника та уже вышла из строя.
– А вы какую современную технику предпочитаете? Я вижу у вас на столе Nikon.
– Для меня лучше Никон, только Никон. Но это дело привычки. Я и с Кэнон пробовала работать, но выбрала Никон. Кто-то со мной не согласен, я не спорю.
– Была ли у вас какая-нибудь необычная съемка, может быть, в экстремальных условиях или с «нестандартными» моделями?
– Бывает, свадьбы снимаешь и стоишь где-то на обрыве или на мосту… В Новосибирске сейчас очень модно на высотные здания подниматься. Там тоже опасно.
– Получается, что в погоне за кадром художник забывает о личной безопасности?
– Бывает и так. Но все-таки стараешься помнить о том, что ты – женщина. Допустим, когда иду на свадьбу, я стараюсь соответствовать моменту, не испортить праздничную картинку. Не всегда удобно в платье где-то прилечь, присесть, но, тем не менее, стараешься выходить из положения.
– Можно ли считать фотографию настоящим искусством, или все же это ремесло с элементами искусства?
– Даже не знаю. Есть рутинная работа каждый день. Фото на документы – это больше ремесленная деятельность. Ну а если художественные фотосессии делаешь, то это уже творчество.
– Есть любимые фотографы, на которых хочется равняться?
– Гениальные снимки могут быть у любого. За любую, даже любительскую фотографию, можно сказать человеку «Виват!», молодец. Просто нужно удачно поймать кадр. Попасть в нужный момент, схватить этот кадр.
Поймать кадр – это удача, которая зачастую не зависит от уровня профессионализма. Жаль, что часто фотографии, которыми можно любоваться, остаются у нас где-то в телефоне, в фотоаппарате, в компьютере, и мы не видим эти шедевры. Люди сегодня очень мало печатают фотографии.
– Есть ли у вас в планах съемка мечты, которую очень хотелось бы воплотить в жизнь, но пока нет возможности?
– Есть желание меньше работать и больше посвящать времени себе. Хочется уехать на Байкал, на Камчатку, увидеть эти красоты. Есть желание заняться пейзажной фотосъемкой.
– А там недалеко и до выставки?!
– Никогда не могла решиться на выставку. Мысль об этом, может быть, и есть, но мне кажется, я её так глубоко закопала, что очень редко она ко мне приходит.
– В чем черпаете вдохновение?
– На первом месте, безусловно, стоит погода в доме. Она всегда будет сопутствовать нам и нас вдохновлять. Моя семья – это моя радость и мое вдохновение. Мне кажется, что я уже в том возрасте, когда достижения детей приносят больше удовольствия, чем свои. Поэтому, когда в доме все хорошо, на душе хорошо, тогда и на работе все отлично.
– Какую музыку вы слушаете?
– Разную. Моя хорошая приятельница, директор музыкальной школы, научила меня слушать классическую музыку. В семье Бадажковых сын Степан учится в музыкальном училище, и я, бывая у них, слышу его игру. В машине у меня звучит классика. Очень люблю джаз, блюз, что-то из шансона могу послушать. Современная поп-музыка меня не очень интересует.
– Есть ли у вас какие-то увлечения, помимо фотографии?
– Моя страсть – это огород. Я заядлый огородник. Почему огород? Наверное, потому, что там все выращивается своими руками. Хочется в это вложить частичку себя.
– А отдыхаете вы тоже с фотоаппаратом?
– Мы никуда без него.
– Какое напутствие вы можете дать начинающим фотографам?
– Я хочу дать совет не только фотографам. Если ты что-то хочешь сделать, нужно просто вложить в это дело себя. Нужно захотеть это сделать. Есть такая поговорка: «На «невозможное» просто требуется больше времени». Вот и все. Главное – не отступать.
У вас есть ваша любимая фотография?
Еще по теме: