В Роспотребнадзор продолжают поступать обращения потребителей, связанные с приобретением технически сложных товаров ненадлежащего качества. Претензии граждан касаются сотовых телефонов в части неудовлетворения требований потребителя о замене товара, либо об отказе от исполнения договора купли-продажи и возврате уплаченной в счет договора денежной суммы.
В связи с этим, обращаем внимание потребителей, что в силу положений п. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», что в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков, вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены при условии, если указанные требования предъявлены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.
Перечень технически сложных товаров, с указанием их характеристик, определяющих товары таковыми, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2011 № 924. Так, согласно п. 6 постановления, в перечень технически сложных товаров включены те виды оборудования навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, которые одновременно отвечают двум требованиям: имеют сенсорный экран и обладают двумя и более функциями. Поэтому данный факт следует учитывать при решении вопроса об отнесении «сотовых телефонов» к технически сложным товарам.
Если требования потребителя о замене сотового телефона либо об отказе от исполнения договора купли-продажи и возврате уплаченной в счет договора денежной суммы предъявлены продавцу по истечении пятнадцатидневного срока, то он обязан удовлетворить указанные требования в одном из следующих случаев:
– обнаружение существенного недостатка товара (неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно);
– нарушение установленных Законом сроков устранения недостатков товара;
– невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Проверка качества товара возложена Законом на продавца. В случае несогласия с выводами продавца в отношении причины недостатка в товаре, потребитель вправе предъявить требование об экспертизе товара.
При неудовлетворении продавцом законных требований потребителя спор может быть разрешен только в судебном порядке (п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 17 Закона). При этом, в полномочия Роспотребнадзора входит участие в судебных процессах в форме дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.
Евгения Деева
У Вас есть опыт возврата денег за сотовый телефон?
Еще по теме:
Сенсорный телефон технически сложный товар
Не возвращают деньги за некачественный телефон