После армии пришёл он в коллектив
Нового для города завода.
Был общителен и миролюбив.
Нравилась ему в труде свобода.
Арматурщиком недолго он трудился.
Занял место за рулем и стал водителем.
В спорте гиревик в нём проявился –
С гирей он всегда был победителем.
Валерию Фёдоровичу Малахову быть водителем нравилось больше. Ведь эта весьма интересная работа связана с постоянным перемещением и общением с разными людьми. При таком режиме день пролетает незаметно, а управление служебным автотранспортом расширяет собственные возможности. Ещё он был непревзойдённым в гиревом спорте. Брал гирю за ручку вертикально и делал жим 18 раз. Любой мужчина это оценит.
Из воспоминаний Валерия Фёдоровича Малахова. Работал с 1977 по 1991 гг.
В 1977-м году я демобилизовался. «Дембель» для меня – не просто увольнение из рядов вооружённых сил. Это знаковое событие, начало нового жизненного этапа. Надо было куда-то устраиваться работать.
Прошлись мы с ребятами по Куйбышеву и облюбовали завод ЖБИиК. Здесь молодёжь зарабатывала хорошую денежку, также привлекала перспектива получения жилья. Арматурщики получали 350 рублей в месяц, бетонщики чуточку побольше. В то время это была солидная зарплата, в основном, народ в городе работал за 90 рублей.
В отдел кадров пришли вместе с другом. Нам предложили одну, другую, третью вакансию. Я решил, что сначала буду арматурщиком. С арматурой тяжело было работать. Голиц на смену не хватало. Спецодежда мгновенно рвалась, соприкасаясь с рифлёной поверхностью металла.
Потом перешёл на должность водителя.
Права у меня были, получил их сразу после армии. Постепенно все категории открыл, потому что за классность полагалась доплата. Работать водителем нравилось больше. Вольнее себя чувствовал. В арматурном целый день пашешь, перерыв только на обед. Рабочий день водителя проходит весьма разнообразно. Сначала УАЗик-«пенал» водил, потом на другую пересел. Арматурщиком отработал 2-3 года, а на транспорте 12 лет.
После работы возил стройматериалы на базу “Лазурная”. Строилась она собственными силами ЗЖБИиК. Заводчане ездили, монтировали, строили, красили – всё делали сами. Это сейчас подрядчиков привлекают, да и деньги другие в это дело вкладывают. Жильё в многоквартирном доме не получил. Когда же Владимир Фёдорович Хританков решился на эксперимент – строить двухквартирные домики, то те, кто обладал мастеровыми качествами, вызвались это делать, в том числе и я.
Мы сами строили их от завода в районе интерната. Успели возвести около десятка. Мне нравится жить на земле больше, чем в квартире. Дом обходится немного дешевле. Значимый нюанс – наличие земельного участка, да и соседей нет за стеной.
Ещё я спортом увлекался. Был непревзойдённым в гиревом спорте. У меня за первое место скопилась целая кипа грамот. Нельзя сказать, что победа мне легко доставалась, соперники – тоже крепенькие ребята. На соревнования приезжали спортсмены из Омска, Новосибирска и других городов. Володя Миронов из Омска делал жим 15 правой, 15 левой рукой. Я немного потренировался и обошёл его. С тех пор первое место уже никому не отдавал до конца, пока занимался гиревым спортом. Самый большой вес поднимал – 32 кг. Брал гирю за ручку вертикально и делал жим 18 раз. Любой мужчина это оценит.
Гирями стал увлекаться ещё до армии. Когда служил, тоже тренировался. И на заводе имелся большой спортзал, можно было заниматься, сколько душе угодно. Даже во время перекуров мы все там пропадали. Одни в теннис играли, другие в мини-футбол. Приветствовались разные виды спорта.
Коллектив на заводе был дружный. Отлично работали и весело проводили свободное время.
Наша жизнь была, как на ладони, все про всех знали. Я дружил со всеми, но больше с Сергеем Пантелеевым и Колей Хританковым. Одно время мы вместе в бригаде работали, она состояла из 10-12 человек. Потом институты, техникумы окончили и получили разные должности. Мы крепко дружили. Когда я женился, взял жену не с завода, так у нас на свадьбе вся бригада веселилась.
Как комсомолец на предприятии себя никак не проявил, а вот в армии был секретарём комсомольской организации. Служил в Академгородке в политучилище. Мог организовать и послать людей в любую точку страны, где шло строительство, с большими льготами и временной пропиской.
Сам никуда не поехал, потому что домой захотелось. Не жалею, что остался здесь. Теперь корни глубоко пущены, тем более о переменах в жизни не думаю. У меня двое детей и пятеро внуков. Дочь окончила юрфак, осталась в Томске. Сын уже 10 лет работает на “Карачинском источнике”. Зарекомендовал себя очень хорошо.
Ушёл с завода только потому, что детей нужно было определять на учёбу, требовались деньги. Тогда в стране наблюдался развал – шли девяностые годы. Стал на себя работать. Открыл ИП, возил товар отовсюду. О заводе часто вспоминал, потому что он – это наша молодость. Кроме того, там была стабильность, а в индивидуальном предпринимательстве не потопаешь, не полопаешь.