Ежедневно мы совершаем покупки, посещая разные магазины – от маленьких до супермаркетов. Иногда сталкиваемся с различными проблемами. А знаем ли полностью свои права? Несколько типичных ситуаций попробуем рассмотреть .
Вещи в камере харнения
Крупные супермаркеты и гипермаркеты любят устанавливать на входе в торговый зал камеру хранения, куда покупатели могут сдать свои пакеты и сумки. Полезно знать, что камера хранения – дело добровольное (ст. 421 ГК РФ), а требования охранников оставить в ней вещи не имеют законной силы. Кроме того, отказать посетителю зайти в магазин и совершить покупку на том основании, что у него при себе сумка, пакет или рюкзак, нельзя в силу публичности договора розничной купли-продажи (ст. 426 ГК РФ). Если же вы добровольно решили сдать вещи в камеру хранения, то также должны знать, что хранитель (в данном случае администрация магазина) несет полную ответственность за эти вещи (ст. 901 ГК РФ), даже если на самой камере хранения висит объявление об обратном, как это обычно бывает.
Если вы случайно разбили бутылку
От случайностей никто не застрахован. Если вы не нарочно задели витрину с товаром, упакованным в стеклянную тару (банки, бутылки и т. д.), и в результате разбили что-то, вы не обязаны сразу оплачивать товар, как часто требуют сотрудники магазина. В соответствии со статьей 401 ГК РФ, ответственность гражданина за испорченный или утраченный товар наступает только при наличии вины. Если же речь идет о случайной гибели вещи, то в соответствии со ст. 211 ГК РФ, все риски несет ее собственник. До тех пор, пока товар не оплачен на кассе, собственником является магазин, после оплаты — покупатель (ст. 459 ГК РФ).
Поэтому, если сотрудники магазина просят оплатить утраченный товар, стоит сослаться на обстоятельства, подтверждающие, что в случившемся нет вины покупателя. Например, на узкие проходы, скользкие полы, плохо закрепленный стеллаж, неровно расставленные на полках товары и т. д. При возникновении спора покупатель может предложить магазину обратиться в суд.
На полке магазина – просроченный товар
Если на прилавке в магазине лежит товар с истекшим сроком годности, то необходимо обратить на это внимание продавцов, обязанность которых – убрать такой товар с прилавка в присутствии покупателя. О наличие просроченного товара и о том, как продавцы отреагировали на требование убрать его, стоит сделать запись в книге жалоб и предложений, которую просматривают сотрудники Роспотребнадзора, проверяя магазин.
Цена не соответствует ценнику
Часто, оплачивая товар, мы с удивлением узнаём, что его цена выше, чем это обозначено на ценнике. Продавцы могут найти этому самые разные объяснения. Однако покупатель вправе требовать продать ему товар по цене, указанной на ценнике. Кроме того, в силу ст. ст. 10, 12 закона РФ «О Защите прав потребителей» магазин обязан предоставлять информацию информацию о цене товара — ценник в данном случае является средством информирования. Покупатель вправе подать жалобу в Роспотребнадзор с просьбой привлечь магазин к административной ответственности по ст. 14.8 КоАП РФ.
У продавца не оказалось сдачи
С ситуацией, когда в магазине отказываются продать товар из-за отсутствия сдачи, сталкивался, наверное, каждый. Иногда кассир просит покупателя разменять крупную купюру, а после вернуться и оплатить товар. Такая просьба противоречит закону. Если кто и должен бежать за разменом, так это директор магазина, так как именно руководство отвечает за то, чтобы снабдить кассиров достаточным количеством мелочи для расчетов, о чем прямо говорится в правилах эксплуатации кассовых аппаратов при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Министерством финансов РФ 30 августа 1993 г. N104.
У вас отказались принять рваную купюру
Еще одна распространенная ситуация — отказ продавца принять к расчету рваную, грязную или мятую купюру. В указаниях Банка России от 26 декабря 2006 г. N 1778-У говорится, что к наличному обороту принимаются банкноты со следующим перечнем дефектов: грязные, изношенные, надорванные, потертые, продырявленные, проколотые, исписанные, а также банкноты, утратившие углы и края, с пятнами и следами посторонних штампов . Монеты могут иметь мелкие механические повреждения.
В случае более сильных повреждений расплатиться купюрой будет нельзя, зато можно обменять в банке на новую. Главное, чтобы на ней не было признаков подделки. Банк примет купюру для обмена, если она сохранила не менее 55% площади, пусть даже эти 55% состоят из склеенных фрагментов, но безусловно принадлежащих одной купюре.
Обменять можно и купюру, склеенную из двух фрагментов разных купюр одного номинала — для этого каждый фрагмент должен занимать не менее 50% первоначальной площади.
Чтобы обменять в банке монету (даже сплющенную, погнутую и оплавленную), она должна сохранить 75% первоначальной массы.
Вас решил обыскать охранник магазина
Полномочий обыскивать покупателей у охранников нет. Они могут только предложить вам добровольно предъявить вещи на осмотр или вызвать сотрудников полиции. Что выбрать, каждый решает сам. Но не будет не лишним знать, что личный досмотр проводится сотрудником полиции одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола. Вся процедура протоколируется (ст. 27.7 КоАП РФ).
Получили травму в магазине
Администрация торгового предприятия должна обеспечить покупателям безопасные условия совершения покупок. Если покупатель получил в магазине травму, например, сломал ногу, поскользнувшись на мокром полу, то он вправе обратиться в суд с иском о возмещении вреда на основании ст. 1064 ГК РФ. Для этого придется доказать сам факт получения травмы, а также причинную связь между действием или бездействием сотрудников магазина и получением травмы.
Случаев, когда суды в таких ситуациях вставали на сторону покупателей, немало. Правда, придется запастись терпением. Важно помнить, что отсудить у магазина можно не только причиненный ущерб, но и судебные издержки, в том числе и средства, потраченные на юридическую помощь.
С какой проблемой сталкивались вы в магазине?
Ещё по теме:
Роспотребнадзор сможет проверять магазины Куйбышева и Барабинска по жалобе жителей