Мы ежедневно покупаем продукты, поэтому не раз сталкивались с ситуацией, когда цена на ценнике и при пробивании на кассе оказывались разными. Поэтому закон должен знать каждый покупатель.Любой товар, выставленный на продажу, должен иметь ценник, в котором указано наименование и цена. Требования к содержанию информации на ценнике строго регламентированы законом «О защите прав потребителя» и другими нормативно-правовыми актами. За нарушение установленных требований существует административная ответственность.
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (статья 10) устанавливает обязанность для продавцов информировать покупателей о цене, условиях покупки и основных потребительских характеристиках продаваемых товаров. Цена товара указывается на ценнике и является публичным предложением. Изменить его продавец не имеет права. Даже если в ценник закралась случайная ошибка, и на кассе, например, просят доплатить за товар, — это нарушение прав потребителя. Так как нарушается право человека на получение достоверной информации о товаре, которое в соответствии со ст. 14.8 КоАП РФ влечет административное наказание в виде штрафа – от 500 до 1 000 рублей для должностных лиц и от 5 000 до 10 000 для юридических.
Обязательные требования к оформлению ценников на товар определены в п. 19 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров…». Ценники должны быть единообразными и четко оформленными, содержать информацию о наименовании товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара, подпись материально ответственного лица или печать организации, дату оформления.
При продаже товаров разносным способом представитель продавца обязан иметь прейскурант, заверенный подписью лица, ответственного за его оформление, и печатью продавца с указанием наименования и цены товаров, а также предоставляемых с согласия покупателя услуг.
При продаже непериодических изданий вместо ценников допускается обозначение цены на каждом выставленном для продажи экземпляре издания (п. 127 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 N 55).
При реализации пищевых продуктов, которые фасуются в присутствии покупателя непосредственно в торговом зале, информацию о цене допускается размещать по усмотрению продавца как на ценнике, так и на листе-вкладыше, прилагаемом к каждой единице потребительской тары. Информация может быть нанесена любым способом и должна быть четкой и легко читаемой.
Правила торговли, установленные Постановлением правительства РФ от 19.01.1998, дают продавцу право выбора: указывать цену за килограмм или единицу товара. Но если цена на ценнике указана за единицу товара, например, за упаковку сыра, то ее вес должен быть написан на этикетке, иначе информация о товаре будет неполной. Для жидких продуктов (молоко, сок и т.д.) – указывают объем, для других – массу нетто. При этом обязанности указывать на ценнике одновременно цену и за упаковку, и за килограмм/литр у продавца нет. Заметим, что это затрудняет покупателю сравнение товаров по их стоимости, так как не каждый готов высчитывать в уме стоимость килограмма упакованного товара. Сейчас активисты собирают подписи людей, чтобы внести изменения в закон и обязать продавцов указывать цену по весу, а не за единицу.
При нарушении продавцом требований закона к оформлению ценников потребитель вправе подать жалобу в Роспотребнадзор. В этом случае, по результатам проведения проверки этой информации, будет решен вопрос о привлечении продавца к административной ответственности по ст. 14.8 ч. 1 КоАП РФ за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре, и ст. 14.15 КоАП РФ за нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров.
Вы готовы поставить подпись в документ об изменении правил продажи весового товара?
Ещё по теме: