Дисконтные карты, предоставляющие скидки на товары, есть в кошельках каждого второго жителя Куйбышева и Барабинска. Они созданы для привлечения покупателей льготными ценами, однако могут стать орудием обмана.
Многие привыкли, что для оформления дисконтной карты в магазине приходится заполнять длинную анкету. Ее содержание может быть достаточно безобидным. Продавец может вставить в анкету вопросы о вкусах покупателя, об источнике информации о товаре и предпочтительных способах покупки и оплаты. С согласия покупателя эта информация может быть использована для маркетинговых исследований с целью дальнейшего улучшения и продвижения товаров.
Беспокоиться стоит, если в анкете предлагают указать свои паспортные данные и адрес фактического проживания. Если вы решили не писать данную информацию,то это не может быть основанием для отказа в выдаче дисконтной карты. Включения в договор требования предоставить избыточные данные (типа паспортных данных и места прописки) может рассматриваться как условие, ущемляющее право потребителя.
Требование предоставить паспортные данные для оформления дисконтной карты, о котором говорилось выше, может быть обусловлено желанием продавца оформить вместо дисконтной кредитную карту. Этот способ продвижения, а на самом деле навязывания банковских услуг вопреки ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», очень популярен в крупных городах, где банки и крупные торговые сети развивают совместные партнерские программы.
Часто, получив карту в запечатанном конверте, покупатель может и не знать, что на его имя была оформлена кредитная карта с денежным лимитом и платой за ежегодное обслуживание. А использовав такую карту, потребитель должен будет восполнить баланс средств в течение так называемого «льготного периода», по истечению которого на долг будут начисляться пени.
Мы, как потребители, должны знать, – такие действия продавца нарушают право на полную информацию о предоставляемой услуге, предусмотренное ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей». В такой ситуации покупатель может не активировать карту или подать заявление в банк об одностороннем отказе от навязанных ему услуг, а заодно и подать жалобу в Роспотребнадзор с просьбой привлечь продавца и банк к ответственности по ст. 14.8 КоАП РФ.
При заполнении анкеты для оформления дисконтной карты у покупателя часто спрашивают согласие на рассылку ему SMS с информацией об акциях и предложениях. Поставив галочку в нужной графе, покупатель начинает получать рассылку, необходимость в которой со временем может отпасть. Прекратить рассылку можно, обратившись как к рекламодателю, так и к оператору мобильной связи — в последнем случае необходимо предоставить номер, прием сообщений с которого будет заблокирован.
Если есть повод думать, что персональные данные покупателя были переданы третьим лицам, которые осуществляют отправку рекламных SMS, то это может служить основанием для обращения в прокуратуру. Если информация подтвердится, то виновные будут отвечать по ст. 13.11 КоАП РФ.
Совершая покупки по дисконтной карте, мы часто ориентируемся на «желтые ценники», где указана цена со скидкой, не обращая при этом внимания на обычную цену товара, а зря. Как показывает практика, такой невнимательностью покупателей могут пользоваться умелые маркетологи, устанавливая цену по карте выше, чем без нее, как бы это абсурдно ни выглядело. От использования дисконтной карты для покупки этих товаров лучше отказаться.
Продавец, выдавая дисконтную карту, принимает на себя обязательство предоставлять скидку на товар согласно условия выдачи карты. В силу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается и может быть установлен только законом. Поэтому то, что скидка не пробивается на кассе, не может быть основанием для отказа продавца от взятых на себя обязательств. Продавец обязан в этом случае предоставить скидку, устранив техническую проблему.
Аннулировать дисконтную карту в одностороннем порядке продавец не вправе (ст. 310, 450 ГК РФ), однако может установить срок ее действия. Если дисконтная карта была аннулирована в одностороннем порядке, хотя срок ее действия еще не истек, потребитель имеет право требовать восстановления карты или пожаловаться на нарушение своих прав в Роспотребнадзор.
Как часто вы пользуетесь дисконтными картами?
Ещё по теме:
Что нужно знать о ценниках в магазине куйбышевцам и барабинцам