В продовольственных магазинах при выборе и покупке товаров потребители могут столкнуться с рядом обстоятельств, которые являются грубым нарушением правил торговли и положений закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Так, в организациях торговли запрещается реализация продукции, которая:
не соответствует требованиям нормативных документов;
имеет явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов при проверке таких продуктов, материалов и изделий;
не соответствует представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации;
не имеет установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли;
не имеет маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом, либо в отношении которых не имеется такой информации.
Такие пищевые продукты признаются некачественными и не подлежат реализации, – утилизируются или уничтожаются.
В случае покупки продовольственного товара ненадлежащего качества потребителю, в первую очередь, необходимо определить, какое требование он будет предъявлять в связи с выявленным нарушением. В статье 18 закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» представлен исчерпывающий перечень последствий продажи товара ненадлежащего качества.
После покупки испорченных продуктов потребитель может незамедлительно вернуть их в магазин и по своему выбору потребовать замены товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены. Вместо предъявления указанных требований покупатель вправе отказаться от приобретенного товара и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
Если в день покупки у потребителя отсутствует возможность вернуть продукт продавцу (например, магазин уже закрыт), то необходимо вернуть его продавцу на следующий день. В данной ситуации необходимо обратить внимание на условия хранения купленного продукта, который должен быть указан на упаковке, для того, чтобы отказом продавца не послужило нарушение условий хранения.
Потребитель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара к продавцу, если они обнаружены в течение установленного срока годности. Исключение составляют случаи, когда продукт был приобретен уже с просроченным сроком годности.
Обратите внимание, что отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требования.
При отказе удовлетворить требования добровольно потребитель вправе обратиться к продавцу с письменной претензией, составленной в двух экземплярах, с четко сформулированными требованиями. Один экземпляр претензии необходимо вручить продавцу лично (в этом случае на втором экземпляре, который остается у потребителя, он должен поставить отметку о принятии) либо направить по почте, желательно, заказным письмом с уведомлением о вручении.
При получении претензии потребителя продавец обязан принять товар и, в случае необходимости, провести проверку качества. По требованию продавца и за его счет покупатель должен возвратить товар ненадлежащего качества. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара (о чем должен сообщить продавцу). Проверка качества проводится самим продавцом или уполномоченной им организацией и не является экспертизой.
Если по результатам проверки качества между продавцом и потребителем возник спор о причинах возникновения недостатков товара, продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы (о чем должен сообщить продавцу) и в случае несогласия с её результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Внимание! Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец, потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также связанные с её проведением расходы на хранение и транспортировку товара.
Если спор не получилось урегулировать в досудебном порядке, посредством направления претензии, потребитель имеет право обратиться в суд с исковым заявлением для защиты своих прав и законных интересов.
Помните о том, что при покупке товара в магазине всегда нужно внимательно изучить этикетку, посмотреть на срок годности и соответствие фактических условий хранения тем, что указал производитель.
В настоящее время почти у всех торговых сетей есть сайты, куда вы также можете обратиться с претензией. Каждая торговая сеть бережет свою репутацию, и обычно всегда все спорные вопросы решаются в пользу потребителя.
Еще по теме: