Интересная и насыщенная жизнь заочников БФ НОККиИ

История заочного обучения в барабинском филиале новосибирского областного колледжа культуры и искусств началась в 1997 году: именно тогда был сделан первый набор на специальность «Народное инструментальное творчество». Желающих учиться было много.

Получение профильного образования давало возможность не только обучиться навыкам аккомпанирования солистам и творческим коллективам, что очень востребовано при проведении культурно-массовых мероприятий в сельской местности, но и получить базовые знания по различным дисциплинам, практические рекомендации от ведущих преподавателей по интересующим вопросам, реализовать свой творческий потенциал, осуществить обмен опытом, расширить музыкальный и общий кругозор.

За пять лет своего существования отделение «Народное инструментальное творчество» подготовило более 30 специалистов с квалификацией «Руководитель ансамбля русских народных инструментов, аккомпаниатор».

Следующим этапом в истории заочного обучения в БФ НОККиИ стал 2009 год, когда в учебном заведении была открыта новая специальность – «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество» с тремя специализациями:

– этнохудожественное творчество;

– декоративно-прикладное творчество;

– постановка театрализованных представлений.

В 2011 году появилась специальность «Социально-культурная деятельность». В 2013 году добавилась специальность «Педагогика дополнительного образования» в области музыкальной деятельности, а также изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства.

В настоящее время в колледже обучается 52 студента-заочника. Занятия имеют практическую направленность. По специальным дисциплинам студенты ежегодно делают творческие показы, разрабатывают и реализуют сценарии, защищают курсовые и выпускные квалификационные работы, что делает процесс обучения интересным и насыщенным.

За период с 2009 по 2014 год колледж осуществил два выпуска: получили профессиональную подготовку 58 студентов, а один из них – Беланов Анатолий Иванович – получил диплом с отличием.

Достижения наших выпускников были бы невозможны без слаженной и творческой работы высококвалифицированных преподавателей колледжа. Коллектив специальности «Народное художественное творчество» бережно сохраняет и развивает лучшие традиции фольклорного искусства нашей страны. Руководит отделением Надежда Сергеевна Горбунова: это педагог-энтузиаст, человек, глубоко влюбленный в свое дело, прекрасный организатор, сумевший развить творческий потенциал своих коллективов и достигнуть высоких результатов в фестивалях и конкурсах международного уровня. В своей работе она использует историко-этнографические, архивные, экспедиционные материалы, а также собственные методические разработки.

Преподавание дисциплин специализации в целом поставлено на основе глубоких межпредметных связей. Истоки исполнительских традиций специальности «Народное художественное творчество» – в зрелищно-игровых формах народной культуры. Созданию неповторимого лица творческих коллективов этого отделения способствует комплексное использование различных приемов и жанров народного исполнительского искусства: пение, игра на фольклорных инструментах, народный танец, элементы театрализации по типу фольклорного театра, использование элементов, соответствующих обрядовой ситуации.

У истоков формирования отделения «Народное художественное творчество» также был Синчуков Сергей Викторович, преподаватель высшей квалификационной категории, педагог-новатор, внесший весомый вклад в становление коллективов специализации «Этнографическое творчество». Им разработаны методические комплексы, отвечающие образовательным стандартам третьего поколения по дисциплинам «Фольклорный музыкальный инструмент», «Расшифровка и обработка фольклорно-этнографических материалов», «Методика организации фольклорной экспедиции», «Методика преподавания творческих дисциплин», а также авторский учебник «Практический курс игры на народных музыкальных инструментах фольклорной традиции» и учебно-методическое пособие «Обучение игре на ложках в ансамбле».

В 2012 году Синчуковым С. В. создана мастерская по изготовлению народных инструментов фольклорной традиции. Появление новых инструментов способствовало организации практической работы не только обучающихся на отделении «Народное художественное творчество», но и студентов специализации «Декоративно-прикладное творчество». Авторские учебники и методические пособия Синчукова С. В. синтезируют знания истории развития фольклорных традиций русской инструментальной музыки, знакомят с конструкцией, настройкой и приемами игры на струнных, духовых, мембранных и самозвучащих фольклорных инструментах (рубель, трещотки, ложки, пастушеский барабан и др).

На его уроках уделяется большое внимание изучению специфики использования данных инструментов в обрядовом действе, приобретению навыков пения под их аккомпанемент, подбору по слуху фольклорных мелодий, просмотру видеоматериалов и прослушиванию аудиозаписей, знакомящих со звучанием гуслей, рожков, гудков, свирелей, калюк, жалеек, бубнов и этнографического материала. Приобщение к отечественным традиционным культурным ценностям несомненно имеет огромное воспитательное воздействие на обучающихся.

Важнейшей составляющей профессиональных компетенций выпускников является умение создавать инновационное пространство. Большую лепту в развитие творческого потенциала обучающихся в БФ НОККиИ внесли преподаватели предметно-цикловой комиссии «Декоративно-прикладное творчество»: Балябкина В. А., Костенко Е. В., Легенза Е. В., Тимофеева Т. И., Шабанов В. Н.

Бессменным руководителем этой специализации является Трубицина Светлана Петровна – преподаватель высшей квалификационной категории. В разное время она создала и апробировала на практике большое количество различных методических пособий и учебных программ: «Основы декоративного искусства», «Основы художественного оформления», «Цветоведение», «Графика», «Гобелен», «Основы перспективы», «Основы композиции», «Роспись по дереву» и др.

За время существования отделения «Декоративно-прикладное творчество» в БФ НОККиИ произошли существенные изменения: работами студентов и преподавателей украсились интерьеры, залы, библиотека, буфет, рабочие кабинеты учебного заведения; созданы обширные коллекции наглядных и учебных пособий, фонд студенческих работ, которые не только помогают в решении профессиональных задач, используются как эффективные методические материалы, выполняют роль постоянных выставочных экспонатов в колледже, но и демонстрируются на различных районных, городских, областных выставках, фестивалях, конференциях, конкурсах социально-значимых проектов. Накопление зрительского опыта, вместе с аналитическим мышлением и сравнительным анализом произведений искусства, способствует формированию эстетического вкуса и художественных взглядов. \

Важным средством для получения новой и нужной информации являются и компьютерные технологии. Успешному решению задачи подготовки специалистов на отделении «Декоративно-прикладное творчество» способствует также использование в учебном процессе подборки видеоматериалов, сформированный банк электронных образовательных ресурсов, позволяющих разнообразить занятия элементами визуального ряда. Разноуровневые материалы банка используются обучающимися в ходе самоподготовки и анализа изделий изученных технологии.

Более пяти лет в БФ НОККиИ функционирует созданная преподавателем высшей квалификационной категории Шабановым В. Н. токарная мастерская по изготовлению изделий из дерева (шкатулки, декоративные тарелки, пасхальные наборы, кухонная утварь, ларцы и т. д.). Продукция этой мастерской используется впоследствии на уроках декоративно-прикладного искусства при изучении разделов «Народная кистевая роспись», «Резьба по дереву».

Кроме основных занятий по композиции, рисунку и живописи на отделении изучается большое разнообразие видов декоративно-прикладного искусства, что способствует разностороннему развитию студентов, дает возможность ознакомить их с разнообразными художественными технологиями (гобелен, лепка, флористика, декоративная обработка кожи, бисероплетение, батик, куклы, вышивка, макраме, соломка и др.), расширить их кругозор. Все изучаемые на отделении технологии имеют глубокие национальные корни и традиции. Рассказ о них, выполнение учебных образцов и индивидуальных творческих работ не только обогащают студентов знаниями о декоративно-прикладных видах искусства, но и способствуют художественно-эстетическому и патриотическому воспитанию.

Специальность «Социально-культурная деятельность» (по виду «Организация и постановка культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений») на заочном обучении с самого начала ее открытия в БФ НОККиИ стала самой многочисленной, востребованной и популярной у студентов. Об этом говорит и число выпускников этого отделения: из 58 подготовленных колледжем специалистов 35 человек закончили специальность «Социально-культурная деятельность».

На отделении работает большой творческий коллектив высококвалифицированных преподавателей: Калабугина М. Г., Путина Н. В., Тюрин Г. М., Панфилова Н. В., Чикалдина А. С., Юшкевич К. Л. Основным принципом организации учебного процесса на отделении является установка на взаимосвязь всех междисциплинарных курсов и взаимодействие педагогов всех предметно-цикловых комиссий колледжа, что способствует формированию гармонично развитой личности, подготовке специалиста к выполнению социально-культурной, художественно-творческой и организационной деятельности.

Руководит отделением Путина Наталья Владимировна, преподаватель высшей квалификационной категории. В период с 2012 по 2014 г.г. она была наставником более 20 студентов-заочников при подготовке их дипломных проектов. При ее поддержке были апробированы различные формы культурно-досуговых программ, велась постановочная работа с разножанровым материалом, использовались выразительные средства сценической пластики и музыки.

В арсенале ее педагогических приемов и средств обучения – интересно разработанные игровые пробы, упражнения и тренинги. Путина Н. В. – автор нескольких методических рекомендаций для студентов: «Виды мизансцен», «Основные направления по выполнению и проектированию выпускной квалификационной работы по специальности «Социально-культурная деятельность», «Принципы игровой деятельности» и др.

Помогают понять сущность профессии «режиссер» и другие преподаватели отделения. Организация любого театрализованного тематического мероприятия всегда начинается со сценария. На уроках Калабугиной М. Г. изучаются не только основы классической драматургии, методика написания сценария, но и ведутся поиски новых, эмоционально-выраженных форм зрелищно-досуговой драматургии, приобретаются практические навыки самостоятельного написания сценариев всех основных форм театрализованных представлений. Этому способствует разработанный преподавателем Калабугиной М. Г. цикл практических и самостоятельных работ: «Сценарные игры», «Творческая лаборатория». Изучение курса «Сценарное мастерство и основы драматургии» строится на взаимодействии с другими предметами профессионального модуля.

Большую помощь студентам-заочникам при подготовке и проведении театрализованных представлений оказывают знания и навыки, которые они получают на уроках преподавателя Юшкевича Константина Леонидовича. В курсе дисциплины «Техника сцены и сценография» студентов знакомят с устройством сценической площадки, с предназначением ее основных элементов, со способами изготовления театральной бутафории, а также с осветительной и проекционной аппаратурой, техническим и звуковым оборудованием, с различными приемами оформления сценического пространства.

На уроках дисциплины «Режиссура эстрадных программ» студенты изучают жанры эстрадного искусства, особенности работы актера на эстраде, методику создания эстрадного номера, а на практических занятиях знакомятся с режиссерскими приемами построения эстрадных представлений, учатся самостоятельно составлять концертные программы и реализовывать собственные творческие идеи.

Обогащают актерский и режиссерский опыт будущих специалистов и занятия по сценической пластике, где студенты приобретают навыки в области движения на сцене, необходимые для пластической характеристики сценического героя, создания нужного образа. Будущему режиссеру необходимо овладение пластикой собственного тела вдвойне, так как от него может потребоваться поставить пластическую импровизацию и обучить исполнителя этому.

Преподаватель помогает студентам узнать двигательные возможности тела, обучиться осознанному управлению пластическими движениями, соответствующими поставленным целям, через изучение законов движения на сцене и законов управления аппаратом воплощения. Практическая работа по сценической пластике включает упражнения общеукрепляющие, ритмические, дыхательные, на координацию движения, совершенствование выразительности рук, акробатические, а также пластические этюды, импровизацию и пантомиму.

Чтобы соответствовать современным запросам посетителей культурно-досуговых центров, выпускникам специальности «Социально-культурная деятельность» необходимо владеть такими важными качествами, как эрудиция, чувство юмора, доброжелательность, личное обаяние, умение наладить связь с аудиторией. Разного рада конкурсно-игровые программы, диспуты, посиделки, викторины, аукционы – это далеко неполный перечень используемых в культурно-досуговой практике форм, где лидером становится специалист социально-культурной деятельности. Он должен обладать даром «дирижера» общения, уметь поддержать разговор, направить беседу в нужное русло, создать задушевную атмосферу. Этим качествам учит на своих уроках Тюрин Геннадий Михайлович, преподаватель высшей квалификационной категории.

Фундаментом курса «Словесное действие» являются наработки педагогов, которые развивают технику и логику речи, природные речевые и голосовые возможности студентов, дикционную, интонационно-мелодическую и орфоэпическую культуру. Задачи вариативного курса «Мастерство ведущего» – дать навыки грамотного собеседования, ознакомить будущих режиссеров с критериями правильности речи, научить умению выбирать из существующих вариантов наиболее выразительный, доходчивый и стилистически уместный. На уроках Тюрина Г.М. студенты знакомятся с существующими видами речи, с вариантами их композиционного построения, пишут тексты, упражняются в их публичном произнесении, учатся импровизировать.

Тюрин Г. М. – автор большого количества интересных методических разработок: «Логическая мелодия»; «Искусство диалога на клубной сцене»; «Основы голосо-речевого тренинга для студентов СКД»; «Особенности создания и деятельности школьного театрального клуба»; «Благозвучие стиха: от автора до чтеца»; «Деловые игры на уроках социально-культурной деятельности»; “Рекомендации для студентов-заочников по самостоятельному изучению дисциплин «Словесное действие» и «Социально-культурная деятельность» (пакет дидактических материалов).

В настоящее время почти все наши выпускники работают по специальности в 10 районах Новосибирской области: Барабинском, Венгеровском, Здвинском, Каргатском, Куйбышевском, Северном, Татарском, Усть-Таркском, Чановском и Чулымском. Несмотря на небольшой трудовой стаж, многие воспитанники БФ НОККиИ, обучавшиеся на заочном отделении, достигли достаточно высоких результатов в своей профессиональной работе.

А сфера их деятельности чрезвычайно широка: они работают и методистами, и руководителями кружков и коллективов, культорганизаторами, концертмейстерами, звукооператорами, музыкальными руководителями в детских домах и средних общеобразовательных школах, художниками-оформителями и директорами культурно-досуговых центров.

Заочное образование настолько же качественное, как и дневное?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.

Читайте также