У большинства жителей Куйбышева и Барабинска есть банковская карта, а порой и не одна. Случаи несанкционированного снятия денег происходят всё чаще. Как обезопасить свои деньги и что делать в случае незаконного списания – этими вопросами всё чаще задаются владельцы карт.
Мы подготовили несколько советов и рекомендаций для вас. Есть несколько способов, при помощи которых преступники получают доступ к реквизитам банковских карт.
Кардинг – способ мошенничества, при котором реквизиты банковской карты похищаются после взлома персонального компьютера владельца карты или платежных сервисов, которыми он пользуется. Поэтому стоит внимательно относиться к антивирусному программному обеспечению, которое установлено на компьютере, особенно если с него совершаются покупки в интернет-магазинах и другие электронные расчеты.
Фишинг – еще один известный способ мошенничества. Суть его заключается в том, что преступники создают сайты-двойники популярных сервисов, социальных сетей и даже банков, отправляют от их имени сообщения и уведомления, например, о победе в лотерее. Мошенникам не обязательно красть реквизиты банковской карты, хватит логина и пароля к аккаунту в социальной сети, который «привязан» к банковской карте.
Скимминг — способ мошенничества, при котором используется инструмент (скиммер) для считывания магнитной дорожки банковской карты, установленный в банкомат. Защититься от него практически невозможно. В СМИ сообщалось, что только в середине марта 2015 года около 400 жителей Владивостока стали жертвами скимминга. Реквизиты их карт попали в руки к преступникам из США и Великобритании, которые опустошили их счета.
Есть и другие способы мошенничества. Однако не стоит забывать, что часто владельцы банковских карт лишаются своих зарплат, пенсий и сбережений по невнимательности или наивности, теряя или оставляя на виду карты и реквизиты к ним.
Увы, на 100% обезопасить расчеты по карте нельзя. Однако у банков есть универсальные рекомендации, при соблюдении которых риск кражи денег сводится к минимуму:
- нельзя передавать банковскую карту и PIN-код от нее третьим лицам;
- нельзя записывать PIN-код на банковской карте (его лучше запомнить);
- нельзя передавать реквизиты карты по телефону;
- нельзя оставлять карту на видном месте, где она может быть доступна третьим лицам, а лучше все время носить с собой, периодически проверяя ее наличие;
- необходимо использовать услугу SMS-информирования о движении денежных средств по карте;
- закрывать рукой клавиатуру банкомата во время его использования;
- использовать для совершения электронных расчетов только защищенные соединения;
- при расчетах по карте не подписывать чек, в котором не прописана сумма покупки;
- незамедлительно сообщить в службу поддержки банка, если карта потеряна, похищена или с нее были сняты денежные средства без согласия владельца.
Если эти рекомендации строго соблюдаются, то даже в случае хищения средств банк обязан вернуть владельцу карты деньги.
Если со счёта карты всё же произошло несанкционированное списание, то следует незамедлительно (не позднее следующего дня) обратиться с заявлением в банк, в котором сообщить о пропаже денег и запросить распечатку движения денежных средств.
Одновременно следует подать заявление в полицию с просьбой провести проверку по факту хищения денежных средств. В заявлении желательно указать:
- передавалась ли карта посторонним лицам;
- где использовалась банковская карта (банкоматы, сервисы, интернет магазины и т. д.);
- при каких обстоятельствах было обнаружено хищение.
Федеральный закон N161-ФЗ «О национальной платежной системе» устанавливает ряд гарантий для владельцев банковских карт. Главная из них – это возврат денег, списанных без согласия клиента. Чтобы возместить списанные средства, владелец карты должен обратиться с заявлением не позднее дня, следующего за днем, когда он получил уведомление о несанкционированной транзакции (ч. 12 ст. 9 ФЗ N161).
Банк также вернет деньги, если об операции по списанию денежных средств со счета клиента, совершенной без его согласия, клиент не был проинформирован установленным законом и договором способом.
При этом банк может быть освобожден от обязанности возмещать деньги, если докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, потерял карту и не сообщил банку о необходимости ее блокировки.
Часто именно по этому вопросу между банком и клиентом, с карты которого были списаны деньги, возникают конфликты. Банк может настаивать, что клиент нарушил правила пользования картой, а значит, сам должен нести ответственность за потерю денежных средств.
В этом случае владельцу банковской карты целесообразно подать заявление в полицию с просьбой провести проверку в порядке ст. 144 УПК РФ и решить вопрос о возбуждении уголовного дела. В заявлении в полицию в этом случае стоит сделать акцент на том, что хищение произошло без участия владельца карты и не связано с нарушением правил пользования банковской картой, которые установлены банком. К заявлению стоит приложить письменный отказ банка возместить деньги.
Если вернуть деньги через банк не получится, но полиция найдет преступников, похитивших деньги, то в рамках уголовного дела потерпевший вправе предъявить к ним гражданский иск и взыскать деньги через суд.
Какие проблемы с картами возникали у вас?
Ещё по теме: