Такая черта личности, как стрессоустойчивость, предъявляется и в резюме, и в требовании работодателя. Из-за чего это качество стало так ценно? Может, вследствие того, что стресс детского возраста провоцирует эмоциональную нестабильность у подростка, в дальнейшем – депрессивность, склонность к употреблению психоактивных веществ у взрослого.

Стрессовые ситуации тренируют и закаляют человека. Однако, когда их слишком много, или они развёрнуты во времени, стресс переходит в хронический, или дистресс.

В дошкольный период ребёнок получает опыт преодоления фрустрирующих ситуаций, стараясь подстраиваться под мнение воспитателей, родственников. Не всегда может сформулировать жалобы, показать усталость. Потому стоит обратить внимание на отказ от еды, особенно любимой, частые респираторные заболевания, бессонницу, немотивированную агрессию.

Родители вносят свою негативную лепту тем, что нагружают сына или дочку дополнительными занятиями, подчас без учёта интересов и возраста. Происходит подмена одарённости и «заученности» предъявленной информации, вплоть до заорганизованности. Здорово, когда “драмкружок, кружок по фото, а ещё мне петь охота» – идёт от малыша, а не от родителей со словами «чтобы не хуже, чем у всех».

Иногда же родители, наоборот, не хотят нагружать ребёнка, и, спохватываются, узнав о требованиях, которые предъявляет система школьного обучения. Так, в течение одного лета стараются успеть сделать то, что не делали в течение, к примеру, трёх лет.

И в том, и в другом случае, ребёнок утрачивает интерес к учебной деятельности, воспринимает её «надо», «нужно».

Следующий стрессогенный фактор – это неоднократный просмотр травмирующих новостей из телепередач. Отмечается, что уровень переживания даже выше у тех детей и взрослых, кто смотрит новостной сюжет, а не тех, кто является реальным участником событий.

Если уж родители не оградили ребёнка, то должны показать пример реагирования – помочь пострадавшим: собрать и передать вещи, деньги – в случае необходимости, при невозможности – переключиться на физические упражнения, «боксировать» (подушкой?). Старайтесь комментарии по поводу оставлять при себе. К сожалению, взрослые не всегда могут показать адекватный пример выхода из стрессовой ситуации. Получается, загруженные проблемами родители нагружают ими и детей. При этом мишенями выступают самые беззащитные участники семейной системы.

Подверженность стрессу многократно усиливается в период школьного обучения. К названным выше факторам добавляются буллинг (школьная травля), экзамены, соревнования, противоречивые требования окружающих. Хронизация стресса может провоцировать изменения в функционировании лобной доле коры головного мозга, что приводит к нарастанию тревожности, вплоть до предрасположенности к депрессии и суицидальному поведению.

Как защитить детей? Напоминаем, что стресс – это тренировка, своеобразная закалка человека, но плохо, когда стресс перетекает в дистресс. Итак, давайте детям знания в игровой форме, не «пичкайте» общеобразовательной информацией вне связи с опытом, научитесь справляться с собственными переживаниями и реакциями, будьте физически активными, работайте над сплоченностью вашей семьи.

Стресс возникает от значительной школьной и внешкольной загруженности, но резкий переход к летнему свободному времяпрепровождению также чреват последствиями.

Многие родители заранее приобрели детям путёвки в лагеря отдыха, задумали совместный семейный отдых, купили билеты для путешествия в другой город или страну. Привлеките детей к планированию лета, к организации экскурсий, мероприятий. В зависимости от склонностей, возраста можно предложить несколько вариантов отдыха, при этом отвечает за реализацию, пусть и частичную, ваш ребёнок.

Если не удаётся выбраться в поездку, попросите детей организовать онлайн-экскурсии с собственным комментарием и совместной оценкой. Интернет вам в помощь здесь. Можно проверить грамотность, начать изучение иностранного языка с самыми близкими учителями (родителями) посетив соответствующие сайты. И как бы не хотелось оставить ребёнка наедине с компьютером, постарайтесь контролировать время пребывания в онлайн- режиме опять же в соответствии с возрастом.

Предложите детям продумать и представить театральную постановку дома или на даче. В ненастную погоду можно достать шашки, шахматы, лото, другие настольные игры. Можно найти новое хобби для себя и ребёнка- вышивка, рыбалка, конструктор. Тематическими вечеринками и фестами можно заманить на дачу любого школьника. Предложите создание мини-огорода по выбору сына или дочери. Научите детей подвижным играм из собственного детства – не все знают их «считалки» и правила. Вместе записывайте впечатления каждого дня. Это может пригодиться и для тренировки письма у начинающего школьника, и для написания сочинений впоследствии. Можете собирать поделочный материал для школы, но можно тренироваться в создании «шедевров» заранее.

Планируя рабочий день, поездку на садовый участок, отведите время на общение с самыми близкими людьми. Помогите ребёнку эффективно отдохнуть и набраться сил. Информацию, полученную во время летних каникул, можно использовать в дальнейшем.

Как проводите время со своим ребенком вы?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.

Читайте также