Подавляющее число жалоб граждан в 2019 году было обусловлено нарушением их прав в сфере услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
25.07.2018 между министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области и ООО «Экология-Новосибирск» заключили соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Закон №89-ФЗ), с даты заключения указанного соглашения ООО «Экология-Новосибирск» присвоен статус Регионального оператора в Новосибирской области по обращению с твердыми коммунальными отходами в Новосибирской области (ТКО).
Собственники ТКО обязаны заключить с региональным оператором (в зоне деятельности которого, образуются ТБО и находятся места их накопления), договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Согласно п. 15 «Правил обращения с твердыми коммунальными отходами», утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (Правила N 1156), потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) их накопления, не указанных в договоре.
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя (или его законного представителя) либо предложение регионального оператора о заключении договора, которое размещается им на своем официальном сайте в интернете, а также в средствах массовой информации.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения указанного предложения направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) – 8(7) Правил N 1156.
При ненаправлении такой заявки договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора, утвержденного Правительством Российской Федерации.
Типовой договор размещен на официальном сайте ООО «Экология- Новосибирск» в сети «Интернет”.
В соответствии с п. 2 ст. ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ, по договору на оказание услуг по обращению с ТКО в обязательства регионального оператора, помимо принятия ТКО (в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены договором), также входит обеспечение их транспортирования, обработки, обезвреживания и захоронения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа. Согласно пп. «б» п. 148 (25) «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (Правила №354), потребитель обязан информировать исполнителя коммунальной услуги по обращению с ТБО об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня наступления таких изменений, в случае если размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется исходя из количества проживающих граждан.
Вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, исполнитель в силу п. 150 Правил N 354, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет размера платы в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Имущественные споры с хозяйствующими субъектами в данной сфере отношений разрешаются в судебном порядке.
Управление (территориальный отдел) в области судебной защиты прав потребителей готово оказать практическую помощь в соответствии с положениями п. 7 ч.4, ч.5 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей», а именно, вступить в судебный процесс в форме дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей или обратиться с иском в суд в защиту права потребителя.
Для этого необходимо направить в Управление (территориальный отдел) соответствующее заявление, доказательства нарушенного права, документы в копиях, подтверждающие неразрешение спора в досудебном порядке (претензии, документы о неудовлетворении заявленных требований или отказе в их рассмотрении).