Скажите мне, что может быть
Прекрасней Невской перспективы.(Н. Агнивцев)
Пройтись по всему Невскому проспекту было моей давней мечтой. Обычный туристический маршрут предлагают начинать с центральной части проспекта: от канала Грибоедова до площади Восстания. Но мне хотелось прогуляться по нему от начала до конца. Не составило большого труда отследить по карте, что путь его пролегает от площади Александра Невского до выхода на Дворцовый мост.
Кстати, название этого самого протяженного и широкого проспекта, вопреки распространенному мнению, связано не с рекой Невой, а с Александро-Невской лаврой. Приятно пройтись неторопливым шагом, разглядывая великолепные достопримечательности и наблюдая за прохожими.
Питая к железнодорожным станциям особый трепет, не могла пройти мимо Московского вокзала. С ним у меня связаны предчувствия чего-то неизведанного, волнующего, манящего и влекущего вдаль… Вокзал расположен по всей длине Площади Восстания. Архитектор Тон при строительстве использовал мотивы ратушей западноевропейских городов. Башня с часами указывает направление главного входа.
Пройдя по за залам, вдохнув атмосферу «прибытия-отправления», вышла на перрон. Посадочная платформа, перекрытая сверху дебаркадером, придает пространству красивый вид и уют. Прикрываю глаза, и на мгновение в моей памяти оживают фрагменты из фильма «Анна Каренина». Тогда я была под большим впечатлением не только от встречи главных героев на этом вокзале, но и от самого перрона.
Невский проспект достоин того, что посвятить ему целый день. Подхожу к Аничкову мосту через Фонтанку и невольно, с улыбкой, произношу строчки из далекого детства: “Чижик-пыжик, где ты был?/ На Фонтанке водку пил…” В те времена мне казалось, что события, связанные с Чижиком, происходят на фонтане.
Моё интуитивное представление оказалось близко к истине – название реки действительно связано с фонтанами. В 18 веке из неё по трубам подавалась вода к фонтанам Летнего сада. А о популярности Чижика говорит памятник, установленный этой скромной птичке в 1994 году.
На углу Невского проспекта и Фонтанки стоит Аничков дворец, который впечатляет необычной оградой парадного двора. Первым хозяином был граф Разумовский – фаворит императрицы Елизаветы, потом его сменил Потемкин – фаворит Екатерины Второй. Александр Третий, в годы своего правления, больше проводил времени здесь, чем в Зимнем дворце.
В советское время он стал Домом творчества. В нём учились играть в шахматы Б. Спасский и В. Корчной, первые детские роли сыграла выдающаяся Алиса Фрейндлих.
На перекрёсток Невского и улицы Садовой выходит закругленный фасад крупнейшей и старейшей в России Публичной библиотеки. Её фасад образует западную сторону площади Островского, в центре которого возвышается монументальный памятник Екатерине Второй. Кроме величавой фигуры императрицы, он включает в себя изваяния её ближайших сподвижников. Среди них легко можно узнать Потёмкина, Суворова, Державина, Дашкову.
«Там, где российской Клеопатры
Чугунный взор так горделив,
Александрийского театра
Чеканный высится массив».
Первоначально архитектором Росси никакого сквера и памятника здесь не предусматривалось. Ничему не следовало заслонять его бессмертное творение – Александрийский театр. Пропорциональное, гармоничное сооружение украшено изображением муз, а наверху (как на московском Большом театре) – стремительная квадрига Аполлона.
Назван театр в честь жены императора Николая Первого. Если встать спиной к театру, то слева окажется знаменитое Вагановское училище, которое закончили балерины М. Кшесинская, А. Павлова, Г. Уланова.
По обеим сторонам проспекта расположены ряд знаменитых магазинов: Елисеевский, Гостиный двор, Пассаж. Елисеевский магазин представляет собой образец купеческих вкусов. На меня это массивное здание, с богато украшенным фасадом и пышной внутренней отделкой, произвело большое впечатление.
Во времена тотального советского дефицита я думала, что там можно купить всё, даже птичье молоко с соловьиными язычками. В доме, кроме магазина, находились банк, зал для торжеств и продуктовые склады. С 1929 года здесь открыт Театр сатиры и комедии.
История Гостиного двора начинается с середины 18 века. Он располагается рядом с Городской думой, которая привлекает к себе внимание высокой башней. Фасады Гостиного двора выводят на четыре улицы и называются линиями. Сквозные аркады являются украшением и напоминанием о русских купеческих лавках.
Торговали здесь в основном галантереей, тканями, мехами, ювелирными изделиями. До сих пор помню, как в молодые годы мечтала здесь оказаться. Сейчас мне это уже не столь важно, и мой визит носил только ознакомительный характер.
«Пассаж» принципиально отличается от Гостиного двора. Если Гостиный двор являлся представителем российских традиций, то «Пассаж» – порождение европейской коммерческой мысли. На его территории в 19 веке было всё, что только могло принести наибольшую прибыль: игральные клубы, кофейни, финансовые конторы и даже концертный зал для привлечения публики. (В России сейчас точно такой подход).
Здание представляет собой трехъярусную галерею под стеклянной крышей. И от его названия и вида веет чем-то… французским.
Настолько увлеклась красотами и их историей, что не сразу заметила, как среди ясного неба начал накрапывать дождь. Плотный поток пешеходов в один момент укрылся под зонтиками. Не перестаю удивляться этой особенности петербуржцев: такое впечатление, что для них зонтик – продолжение руки.
Передвигаются они во всех направлениях ловко, не мешая и не задевая друг друга. Вот что значит привычка и сноровка! Мне же не сразу удалось открыть зонт, при этом я боялась споткнуться и задеть кого-нибудь зонтом.
Дождь я переждала с пользой для себя в знаменитом Доме книги, который расположился в бывшем доме «Зингер». Красивое здание выделяется на общем фоне архитектурных шедевров.
«Прекрасный дом под глобусом на Невском,
Как символ знаний в бережных руках».
Изначально швейная кампания «Зингер» планировала построить на этом месте 11-этажный небоскреб, идентичный нью-йоркскому. Но в те времена не разрешалось строить здания выше Зимнего дворца. Для того, чтобы здание выглядело выше, архитектор Сюзор устроил на крыше стеклянную башню-фонарь. На его вершине расположен огромный стеклянный глобус, который поддерживают две скульптуры.
С большим удовольствием прошлась по этажам, подошла к стеллажам. Такого количества книг я ещё не видела! Два часа пролетело мгновенно. К выходу подошла с подарочным экземпляром книги о Петербурге. Издание великолепное, но большого формата и тяжелое – хорошо, что моя прогулка подходила к концу.
Перебежав через дорогу, подошла к Казанскому собору. Он не похож на остальные храмы отсутствием характерных для православия элементов. Его строительство посвящено Победе 1812 года. Здесь последнее пристанище нашёл прах Светлейшего князя Михаила Кутузова.
Больше, чем внутренний интерьер, меня впечатлили колонны собора! Прогуливаясь среди громадин, высеченных из огромных гранитных монолитов, чувствовала некую связь с греческим храмом Артемиды. С трудом представляю, каким образом их приходилось доставлять при отсутствии мощнейшей техники и кранов.
Маршрут мой заканчивался, чувствовалась легкая усталость, но я не могла отказать себе в удовольствии зайти на Дворцовую площадь. На этот раз были другие впечатления: многолюдно, шумно, другое освещение, краски… Но все равно было прекрасно!
Возвращаясь к станции метро «Канал Грибоедова», полюбовалась знаменитым домом Энгельгарда. Сюда когда-то часто захаживали Пушкин, Тургенев, Лермонтов, Лист, Берлиоз. Именно в этом доме разворачивались события лермонтовского «Маскарада».
Подумала, как же давно это было… Хотя если учесть стремительное течение времени – совсем недавно.
Еще по теме: