36-летняя водительница самодельного мотоблока с прицепом ехала по правой обочине автодороги Куйбышев-Барабинск. На 5 километре трассы она выехала на проезжую часть и не предоставила преимущество 27-летнему водителю автомобиля Субару-Форестер, следовавшему в попутном направлении. Машины столкнулись. В результате происшествия 38-летний пассажир мотоблока обратился за медицинской помощью в Барабинскую ЦРБ.
Необходимы права на мотоблок или нет?
В ПДД отсутствует упоминание о мотоблоках. Таким образом, четкого регламента по их вождению нет. Согласно руководству об эксплуатации, мотоблок можно использовать в садах, на полях, фермах, участках дорог, неконтролируемых автоинспекцией.
В этих случаях можно ездить без прав. Но при этом не стоит игнорировать запись в паспорте мотоблока о запрете езды по дорогам общего пользования.
Автоинспекция контролирует соблюдение ПДД всеми участниками движения. И, несмотря на то, что мотоблок не относится к транспортным средствам, он является участником дорожного движения. А тот, кто управляет мотоблоком, должен знать и соблюдать ПДД. На практике, вопреки тому, что в законодательстве не упоминается мотоблок как транспортное средство и отсутствует такая категория ВУ, для вождения по дорогам надо получить права.
Движение на мотоблоке по дорогам общего назначения
Если принято решение о получении прав, тогда какая категория ВУ необходима для владельца мотоблока и подойдут ли тракторные права? Проблем при встрече с автоинспектором у водителя мотоблока не возникнет, если у него будут при себе права категории А. Такой вид ВУ дает право управлять мотоциклом.
Стандартный мотоблок трудно идентифицировать иначе. Наличие прав этой категории у владельца мотоблока подтверждает тот факт, что он знает ПДД.
Перемещаясь по трассе, владелец должен оборудовать на мотоблоке передние ходовые огни, а по бокам и на борту прицепа – светоотражающие элементы. Если фермер не обладает водительскими правами, для того, чтобы не нарушать закон, ему не следует выезжать на трассу по пути к месту применения мотоблока.
Наличие ВУ – это гарантированная страховка при встрече с сотрудником ГИБДД. Если мотоблок реконструирован в мини-трактор, для его управления не обойтись без тракторных прав.
Несмотря на то, что какие-либо сведения о необходимости иметь определенную категорию в ВУ для управления мотоблоком на трассе в законодательстве отсутствуют, сотрудник ГИБДД при встрече может потребовать от гражданина предъявить такой документ.
При его отсутствии водитель мотоблока будет вынужден уплатить штраф. Автоинспектор при составлении протокола сошлется на статью 12.11 КоАП РФ. Нормы этой статьи позволяют штрафовать за создание преграды для перемещения других авто по трассе. Чтобы этого избежать, обладателю мотоблока требуется иметь ВУ.
Наличие прав свидетельствует, что водитель такой техники знает ПДД и сдавал экзамены по вождению. Выходит, что законодательство не требует наличие прав на мотоблок. Однако нужен документ, подтверждающий, что находящийся за его рулем гражданин владеет ПДД и имеет навыки вождения. Таким документом является водительское удостоверение.