По прошествии двух лет, появилось желание вновь вернуться к книге японского писателя Харуки Мураками – «Радио Мураками». Захотелось ее перечитать, но уже под другим углом зрения. Привлекла меня книга тем, что состоит из небольших рассказов, зарисовок и наблюдений. Читаешь и вроде ничего особенного, но емкий финальный аккорд раскрывает весь глубокий смысл прочитанного.
Творчество этого писателя я открыла для себя в самом начале 2000-х годов, когда его книги стали издаваться на русском языке. Не могу сказать, что все его произведения для меня одинаково понятны и интересны. Но его впечатляющий слог и оригинальное повествование вызывают удивительные чувства. Ничего подобного я раньше не читала.
Рассказы и эссе Мураками ассоциируются у меня с творчеством восточных акынов. Они повествуют о том, что видят вокруг, а он пишет о том, что его окружает. Причем, очень талантливо. Автор так же, как и мы, посещает театры, магазины, рестораны, гуляет в парке, летит в самолете, ходит в зоопарк. Но, в отличие от нас, он выносит оттуда готовые рассказы.
Читая, удивляюсь его необыкновенному таланту – видеть то, мимо чего мы проходим, не оглядываясь. Мне близка его особенность, подмечать мелочи в большом и большое в мелочах. Через произведения писателя я соприкоснулась с его внутренним миром. Он не производит впечатление небожителя и легенды современной литературы. Скорее всего, я представляю его другом, с которым можно поговорить по душам.
Мураками не навязывает читателям своего мнения, что правильно, а что – нет. «Ведь то, что хорошо одному, может показаться отнюдь не таким хорошим для другого. И то, что в какой-то момент «правильно», уже в следующий момент может показаться «неправильным».
В своих коротких рассказах автор затрагивает многие животрепещущие темы. С ним можно соглашаться или не соглашаться, но невозможно остаться равнодушным. Мне близки его рассуждения о эмоциональном состоянии каждого из нас. «Человеку очень важна память сердца. Он бережно хранит в душе эмоциональный пейзаж своей жизни, живые отблески чувств… Если человек это помнит – никогда не постареет, не застынет с годами».
Есть моменты, где я не совсем согласна с писателем, и мне хотелось бы выразить свою точку зрения. Он пишет, что несоизмеримая похвала наносит больший вред, чем несоизмеримая критика. «Если вас критикуют – вам повезло, ведь вас не хвалят, а совсем наоборот, и это замечательно!» Хотя тут же констатирует: «Вряд ли у вас действительно получится так думать».
Я действительно думаю несколько иначе. Все чрезмерное плохо: и похвала, и критика. По моим наблюдениям, чаще разумная похвала является для многих стимулом в делах, вдохновляет и окрыляет. Критика, безусловно, должна присутствовать, но при этом быть конструктивной и не уничижительной.
Сам автор довольно критически относится к своему творчеству. Считает, что в мировом масштабе оно вряд ли кому-то пригодится. «Для меня, как для автора, будет большим счастьем, если случайно отыщите в моих произведениях что-то полезное для себя».
Я считаю, что много полезного и интересного можно почерпнуть из книг Мураками. Они вполне могут служить надежным путеводителем из запутанного жизненного лабиринта.
Что из творчества Мураками близко вам?