Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека доводит до сведения граждан информацию о существующей недобросовестной практике при оформлении микрозаймов онлайн.
В интернете участились случаи предложения помощи по подбору займов со стороны кредитных брокеров и иных посредников, которые не раскрывают информацию о возмездном характере своих услуг.
Более того, зачастую потребитель просто не осознает, что находится на сайте посредника и передает все свои персональные данные не микрокредитной компании, а третьему лицу.
Что предлагает кредитный брокер или посредник на самом деле: выбрать и оформить микрозайм онлайн, заполнить анкету, а также приобрести дополнительные услуги.
ПОЧЕМУ ЭТО ОПАСНО
- Навязывается или скрывается факт приобретения дополнительных услуг.
При оформлении микрозайма клиенту предложат присоединиться к различным «условиям», «программам», «сервисам», «услугам», «тарифам» и т.п.
Какие платные услуги могут быть автоматически включены в оферту (заявление на займ):
– страхование жизни и здоровья от несчастного случая;
– теледоктор – круглосуточная медицинская консультация;
– услуга СМС-информирования (о статусе рассмотрения заявки на выдачу займа, платежах по договору потребительского займа, рекламных акциях и т.п.);
– услуга по получению отчета о состоянии финансового здоровья и актуальных предложениях по займам (предоставляются и оплачиваются регулярно: ежедневно, еженедельно и т.п.).
– услуга платного подбора займов.
Стоимость таких услуг может достигать нескольких тысяч рублей. Будьте бдительны!
- Подписание договора в один клик.
Все онлайн-сервисы содержат в себе условия о том, что соглашение с потребителем заключается в электронном виде. Иногда для этого требуется ввести код из СМС-сообщения. Но часто договоры просто содержат условие о том, что сам факт проставления на сайте или в мобильном приложении «флажка» согласия с предлагаемыми условиями заменяет подпись клиента и означает возможность списания с банковской карты стоимости услуг по тарифам посредника.
- Плата по займу и за дополнительные услуги списывается автоматически.
Очень часто оплата услуг подбора займов, СМС-информирования, получения различных отчетов может производится в форме платной подписки и продлевается каждые несколько дней автоматически.
Пример договорного условия
Подключение сервиса «Рекуррентные списания» – возможность оплаты и исполнения обязательств физическими лицами посредством автоматических переводов денежных средств.
- Отключить обманом навязанные услуги очень сложно.
У недобросовестных компаний простым и быстрым в цифровую эпоху оказывается только сервис, направленный на списание денежных средств в свою пользу. Для того, чтобы отказаться от навязанных услуг, иногда потребуется прибегнуть к услугам «Почты России».
Пример договорного условия
Заемщик вправе в любое время отказаться от сервиса «Рекуррентные списания», направив уведомление об отказе от сервиса в адрес исполнителя посредством почтовой корреспонденции, письмом с описью вложения.
Роспотребнадзор призывает быть внимательными при оформлении любых договоров онлайн, а в случае, если потребитель столкнулся с обманом, навязыванием услуг, недобросовестными условиями договоров – обращаться с подробным мотивированным заявлением в соответствующие органы.
Главный специалист-эксперт территориального отдела в Барабинском районе Деева Е.В.