История обмана 62-летнего жителя города Куйбышева началась с обычного телефонного звонка, который раздался в квартире пенсионера в начале 2017 года.
Собеседница представилась сотрудницей генеральной прокуратуры РФ и сообщила, что мужчина «признан потерпевшим». Пояснила, что в 2016 году он приобрел на одном из сайтов поддельный медицинский препарат, все производство которого арестовано и гражданину положена компенсация 450.000 рублей.
Судебное постановление уже вынесено и потерпевший должен обратиться в Центробанк для получения денежных средств. Звонившая дала пенсионеру номер телефона, по которому попросила перезвонить для получения дальнейших инструкций, и повесила трубку.
Оказалось, что куйбышевец действительно на одном из сайтов приобретал препарат и оставлял там свои контакты. Курс медикаментов он получал и принимал по инструкции.
По указанному номеру ответила сотрудница банка и пояснила, что процесс запущен и она будет оповещать мужчину, как продвигается его дело.
Звонки следовали один за другим. Строгие голоса давали указания, больше похожие на приказы. Каждый из них почему-то выполнить было необходимо немедленно, как уверяли работники банка.
Одним из таких звонков был от человека, представившегося сотрудником следственного комитета. Он под диктовку помог написать мужчине исковое заявление, попросил его отправить на адрес электронной почты и перевести 6400 за регистрацию заявления. Пенсионер сделал все, как просил сотрудник, — не каждый же день государство возвращает деньги, к тому же такие большие.
Далее в игру вступил адвокат, представляющий сторону обвинения, который сразу же попросил оплатить госпошлину в сумме 14960 рублей. Но и этот факт не смутил мужчину. Через некоторое время адвокату потребовалась справка о состоянии здоровья пенсионера, которую он , к сожалению, ждать не может, поэтому предложил свои услуги в оформлении данной справки и потребовал оплату в 35 600 рублей.
В очередной раз поступил звонок от якобы сотрудника следственного комитета, который потребовал заплатить комиссию от суммы выплаты в 2 % заранее сотруднику, который занимается его делом в Новосибирской области.
Тогда мужчина решил попросить предъявить ему какие-либо документы.
Вскоре телефоны, с которых звонили разного рода сотрудники, перестали отвечать. Куйбышевцу пришлось написать заявление в полицию в качестве потерпевшего. Ущерб составил более 57000 рублей.
Данный тип мошенничества становится только популярнее. В стране действует множество банд, использующих сочетание жесткого психологического прессинга и точного выбора жертв. Это сколь циничная, столь и эффективная схема. Как правило, страдают от вымогательства самые беззащитные — люди пожилого возраста.
Преступления такого рода не совершают в одиночку. Для реализации мошеннической схемы нужна целая группа соучастников. Большое число людей, контактирующих с жертвой, необходимо для того, чтобы манипуляция была более убедительной. Чем больше людей подтверждает слова друг друга, тем более правдоподобно воспринимается то, что они говорят.
Советы полиции, как обезопасить пожилых родственников от мошенничеств:
1. Общайтесь чаще — лично и по телефону (рассказывайте о событиях своей жизни и слушайте истории о жизни ваших родственников).
2. Все важное – в вашем присутствии (любая покупка (за исключением привычного визита за молоком и хлебом), подписание любых бумаг, общение с любым посторонним человеком).
3. Договоритесь, что не нужно открывать дверь незнакомцам (напоминайте, что работники соцслужб и врачи никогда не ходят по домам без предварительного вызова).
4. Добейтесь, чтобы звонок вам по поводу любых визитов и обращений посторонних людей вошел в привычку.
5. Объясните, что продавцы чудо-приборов опасны (нужные вещи таким образом не продают, а подарков от незнакомых людей –не бывает).
6. Предупредите о «ложных» врачах и «чиновниках по телефону» (тот, кто звонит и представляется доктором из поликлиники, сотрудником учреждения или еще кем-то официальным, почти наверняка не заслуживает никакого доверия).
7. Повторяйте сказанное снова и снова.
8. Составьте список необходимых контактов (он всегда должен быть под рукой у вашего родственника).
9. Оставайтесь всегда на связи.