В связи с изменениями, внесенными в Трудовой кодекс РФ Федеральным законом от 16.12.2019 №439-ФЗ, с 1 января 2020 года в России начинается постепенный переход к формированию информации о трудовой деятельности граждан в виде электронных трудовых книжек.
Есть несколько положений, которые должен знать каждый действующий или потенциальный работник.
- Электронная трудовая книжка сохраняет практически весь перечень сведений, которые учитываются в бумажной трудовой книжке (места и периоды работы, должность, квалификация, даты приема, увольнения, перевода и т.д.).
- Переход будет осуществляться только с добровольного согласия человека. Исключением станут те, кто впервые устроится на работу с 2021 года. У них все сведения о периодах работы будут вестись уже только в электронном виде.
- Сведения о трудовой деятельности благодаря электронной трудовой книжке будут практически всегда «под рукой». Их можно будет получить через Личный кабинет на сайте ПФР, портал госуслуг, через соответствующее приложение на смартфоне, а также бумажную «версию» через МФЦ в режиме онлайн и в клиентской службе ПФР.
Указанные сведения работники могут предъявлять вместе с трудовой книжкой или взамен её при трудоустройстве, а также в других случаях, в которых требуется подтверждение осуществления трудовой деятельности или наличия трудового стажа.
ВАЖНО! Работодатели должны в первом полугодии 2020 года (до 30 июня включительно) уведомить каждого работника в письменной форме о внесенных в ТК РФ изменениях и о возможности выбора – продолжать вести трудовую книжку в бумажном виде или предоставлять сведения о трудовой деятельности в электронной форме. Работники же до 31 декабря 2020 года должны сделать свой выбор, подав соответствующее заявление своему работодателю.
Если будет выбран электронный формат трудовой книжки, то бумажная трудовая будет выдана на руки. При сохранении бумажной трудовой книжки работодатель, наряду с электронной книжкой, продолжит вносить сведения о трудовой деятельности и в бумажную версию. Для работников, которые не подадут заявление в течение 2020 года, несмотря на то, что они трудоустроены, работодатель также продолжит вести трудовую книжку на бумаге.
Для работодателей с 1 января введена обязанность ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за тем, в котором осуществлено кадровое мероприятие (прием, перевод, увольнение), либо работником подано заявление о выборе ведения сведений о трудовой деятельности, представлять в ПФР сведения о трудовой деятельности. На их основе будут формироваться электронные трудовые книжки.
Всю информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже работодатели будут предоставлять в пенсионные органы для хранения её в информационных ресурсах ПФР, который уже более 20 лет работает с персональными данными граждан.
В случае выявления работником неверной или неполной информации, представленной в ПФР, работодатель (по письменному заявлению работника) обязан исправить или дополнить сведения о трудовой деятельности и представить их в Пенсионный фонд России.
Пресс-служба отделения ПФР.