Действующее законодательство разрешает подросткам, достигшим 16-летнего возраста, проходить обучение в автошколе и, при условии успешной сдачи экзаменов, получить водительское удостоверение категории М, позволяющее ездить на мопеде, скутере или квадроцикле с двигателем внутреннего сгорания, объем которого не превышает 50 кубов, или электродвигателем мощностью до 4 кВт.
Еще одна, доступная с 16 лет, категория А1 дает право на управление легкими мотоциклами, вес которых не превышает 550 кг, объем двигателя – не более 125 кубических сантиметров, мощность – не выше 11 кВт.
Совершеннолетний же, то есть достигший 18 лет, гражданин имеет право на получение прав любой категории. Так что, выбор школы, где к вопросу подготовки относятся по-настоящему ответственно, – момент чрезвычайно важный.
Пройдя обучение в автошколе, продолжительность которого варьируется от 1 до 2, 5 месяцев, и сдав внутренний экзамен, курсант сдает экзамен в ГИБДД.
Состоит он из двух этапов:
- теоретического экзамена (на знание ПДД),
- экзамена по навыкам вождения, в ходе которого на мотосредстве соответствующей кубатуры демонстрируется умение тормозить и останавливаться на различных скоростях, включая экстренную остановку, маневрировать в ограниченном пространстве, парковаться и пр.
Упражнения имитируют вождение в городских условиях, но, понятно, что даже хорошая имитация – это все-таки не дорога. В отличие от автомобилистов, мотоциклисты не имеют возможности обучаться и сдавать экзамены в реальных дорожных условиях.
Время от времени представители мотосообществ выступают с инициативой ввести в обязательную программу обучения мотоциклистов вождение в городе.