Вернулся бесперебойный свет в Заводской ко Дню энергетика

Вот уже два дня, как не отключают электроэнергию в поселке Заводской в Куйбышеве. Диспетчер электросетей так и говорил жителям – до 22 декабря потерпите. Окончится срок заявки на отключения.

Напомним, жительница поселка Надежда Михайлова писала в редакцию 6 декабря, что третий день отключают электроэнергию в пяти домах с утра и до 18 часов. И это, по ее наблюдениям, будет продолжаться долго, потому что электрифицируют три новых многоквартирных дома в поселке Энергетик.

Женщина ранее неоднократно предлагала энергетикам перебросить индивидуальные дома Заводского на другую линию, но безрезультатно. По ее мнению, они перестраховываются, отключая электричество. Например, ставят электроопоры, никаких работ с кабелем под напряжением не ведется. Зачем отключать электричество? Говорят, охранная зона.

Нет электроэнергии – нет воды в доме, которую насос качает из скважины. Санузел не работает. Циркуляцию воды в системе отопления дома поддерживает небольшой насос. Нет электричества – в доме прохладно.

Горячую пищу хозяйка готовит на электроплитке. Не работают плита, электрочайник, телевизор, средства связи…

Надежда Михайлова опасалась, что в мороз перемерзнет скважина, так как нельзя будет качать воду из-за отсутствия электроэнергии. Звонила в электросети и в администрацию города, но в одном месте с ней разговаривал робот, в другом – автоответчик.

Хорошо, что на время сильных морозов работы на стройке были приостановлены, а с ними и отключение света. С потеплением все вернулось на круги своя. Надежда Михайлова заметила, что работы на объекте начинались часа через два после отключения электроэнергии. Приедет трактор в 11 часов и стоит до обеда. И лишь после 13.00 бригада приступает к установке электроопор.

Словом, мало заботы о потребителях электроэнергии. И не только в поселке Заводском. Постоянно жалуются на отключения света в Нагорном, части Абрамово. Часто случается подобное в Куйбышеве на Омской, Плановой, в Мошнино, причем, без предупреждения.

А как должно быть по закону? Вот что удалось найти в интернете.

У плановых отключений строго оговорены сроки проведения. Продолжительность процедуры не должна быть больше 24 часов подряд. В течение года поставщику запрещается обесточивать жилые и производственные объекты более, чем на 72 часа в год.

Прежде чем произвести отключение, компания-поставщик электроэнергии должна предупредить всех потребителей об этом за 10 календарных дней.

Права конечных потребителей электроэнергии защищает целый пласт кодексов, законов и подзаконных актов. Это и КоАП, и ФЗ №2300-1, и постановления правительства РФ №№354 и 861. С одной стороны, это много и надежно, а с другой стороны, в некоторых случаях требования разных законов и правил едва ли не прямо противоречат друг другу, дезориентируя потребителя.

Энергопоставщики в своей работе руководствуются приказом Минэнерго №204, в котором определены категории надежности электроснабжения, и постановлением правительства №442, регламентирующим требования по бесперебойности подачи электричества и причины возможного отключения объектов от электропитания.

Когда можно отключать энергоснабжение

Согласно ПП №442, энергопоставщики могут отключать объекты потребителей от электроснабжения в случае, если:

– стороны соглашения добровльно согласились с отключением;

– потребитель нарушает договорные обязательства;

– потребитель самовольно подключился к электросетям;

– потребитель систематически не платит за потребленную электроэнергию (суд);

– решение об отключении принял Роспотребнадзор;

– возникла аварийная ситуация и проводится ремонт сетей.

Если отключение электричества плановое (обслуживание и ремонт сетей), энергопоставляющая компания должна за 10 суток предупредить потребителей об этом. Заодно она должна уточнить основания для отключения и сроки включения электроснабжения.

Правила отключения электроэнергии для потребителей разных категорий

Согласно приказу Минэнерго №204, существует иная шкала правил отключения электричества – по категориям надежности электроснабжения.

Согласно этому документу:

– объекты первой категории подключатся к двум источникам питания с функцией взаимного резервирования мощности + обязательному автономному источнику питания. Отключение этих объектов крайне критично для людей и окружающей среды, а условия возможного отключения прописаны в индивидуальном договоре. Обычно это время, необходимое на переключение со штатных источников питания на резервную мощность.

объекты второй категории подключаются к двум источникам питания с функцией взаимного резервирования мощности + возможному автономному источнику питания. Отключение этих объектов может нанести серьезный материальный ущерб и создать для людей серьезные неудобства. Условия возможного отключения прописаны в договоре. Обычно речь идет о периоде времени, которое необходимо для доставки аварийной бригады к месту аварии и проведения ремонтных работ.

объекты третьей категории – все прочие бытовые и мелкие производственные объекты, которые подключатся к одному источнику питания. Отключение этих объектов может создать неудобства только для самих объектов, а его условия прописаны в типовых договорах. Период отключения обычно время, требуемое на плановый или аварийный ремонт.

Только для объектов третьей категории есть четкие параметры допустимых сроков отключения: не более 24 часов в сутки и не более 72 часов в год. Для 1 и 2 категории надежности эти сроки индивидуальны, но не могут превышать сроки отключения объектов третьей группы!

Превышение этих нормативов допускается только в сложных аварийных ситуациях, когда требуется масштабный ремонт электросетей и подстанций.

Правила отключения коммунальной услуги электроснабжения

Наконец, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг (ПП №354), электроэнергия конечным потребителям должна поставляться круглосуточно и бесперебойно в течение года. Отсутствие электроснабжения допускается:

– на 2 часа в сутки – для 1 и 2 категории надежности;
– на 24 часа – для 3 категории надежности.

Отключать потребителя от электричества можно только в том случае, если это не создаст проблем для других жителей многоквартирного дома или жителей других домов, и не приведет к выводу из строя инженерных систем и важного оборудования.

Проблемы определения ответственности энергопоставщика

Вышеперечисленные требования к бесперебойности электроснабжения в разных подзаконных актах одновременно дублируют друг друга и противоречат друг другу. Связано это с тем, что энергопоставляющие компании и конечные потребители руководствуются разными законами.

Представьте, что у вас в доме отключили электричество на ремонт более, чем на 24 часа. С точки зрения ПП №354, энергопоставщик нарушил свои обязательства и должен быть наказан по статье 7.23 КоАП. Однако энергопоставщик руководствуется ПП №861, где уточнено, что отключать электричество можно не более, чем на 72 часа в год. То есть, наказывать его нельзя – отключение не вышло за установленные нормативы.

Самостоятельно доказать, что энергопоставщик виноват в нарушении требования по бесперебойности электроснабжения, можно, но очень сложно.

Вам придется доказать, что:
– срок отключения действительно превысил 24 часа в сутки;

– что руководствоваться необходимо положениями ПП №354, а не №861;

– общий срок отключений за год превысил 72 часа (необходимы свидетельства каждого отключения);

– оснований для отключения не было.

Энергопоставщику же будет достаточно предоставить доказательства того, что отключение было аварийным (согласно приказу Минэнерго №204, любые сроки могут быть нарушены для всех категорий). В этом случае все ваши аргументы работать не будут.

Чтобы взыскать с энергопоставляющей организации возмещение понесенного вами ущерба от отключения электроэнергии, необходимо подать претензию в саму организацию, а если реакции не последует – иск в суд. Выиграть его будет сложно, поэтому лучше нанять опытных юристов, которые смогут защитить ваши интересы в судебных инстанциях.

Если у кого-то есть опыт восстановления своих прав на получение электроэнергии без перебоев, напишите в комментариях.

Еще по теме:

На полтора часа остались без электричества жители улицы Коммунистической

 

 

1 комментарий. Оставить новый

  • Братцева Галина
    04.01.2024 01:09

    Хочется узнать , почему в РКЦ берут только наличные деньги , и почему такие очереди , многие разворачиваются и уходят…

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.

Читайте также