Госдума одобрила законопроект «Об образовании» в первом чтении. Этот проект обсуждался более трех лет.
Тем не менее до сих пор эксперты и депутаты высказывают замечания и предложения. Например, в Комитете Госдумы по культуре считают, что отбор в музыкальные школы для одаренных детей надо начинать не с 5-го класса, а с 1-го, и эту особенность стоит предусмотреть в законе.
Несмотря на то, что второе высшее образование не может быть бесплатным, депутаты предлагают сделать исключения для некоторых специальностей. Например, для “режиссуры”, “хореографии”.
Региональные власти обращают внимание на то, что в проекте слабо защищены сельские малокомплектные школы, которых новая система финансирования может поставить в сложное положение. Предлагается прописать статус малокомплектных школ и, может, даже отказываться от принципа подушевого финансирования для них. Идут споры по социальным гарантиям для педагогов.
Не рассматривается отмена налогообложения пенсий учителей за выслугу лет. Есть проблемы и с дистанционным обучением. В законопроекте вообще не прописан механизм оплаты труда “сетевого” учителя, поэтому потребуется доработка и этого важного момента.
И все же эксперты единодушны: несомненный плюс закона в том, что в нем даны четкие определения всех необходимых понятий: от “профильного обучения”, “образовательного ценза” до “качества образования”. Качество образования – это “соответствие требованиям федерального стандарта”.
Закон расширяет возможности семейного и дошкольного образования. Регулирует электронное обучение, повышает статус дополнительного образования. Дает возможность молодым россиянам обучаться в ведущих университетах мира за счет бюджета. Ожидается, что 2000 человек уже в ближайший год смогут поехать за границу.
Что нового появилось в законопроекте?
Юридически прописан высокий статус учителя.
Четко оговорены меры соцподдержки обучающихся и учителей: стипендии увязаны с МРОТ, а зарплаты – со средними в экономике.
Негосударственные образовательные организации приравниваются к государственным и получают право на бюджетное финансирование.
Молодежи дается возможность учиться за бюджетный счет в лучших вузах мира.
Прописаны особенности электронного и сетевого обучения, использование дистанционных технологий и кредитно-модульной системы зачетов.
Появилось понятие “интегрированные образовательные программы”.
Какие уровни образования появляются, а какие исчезают?
Начальное профобразование исчезает как отдельный уровень образования, а среднее включает в себя два – подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Дошкольное образование становится отдельным и самостоятельным уровнем.
Высшее образование делится на 3 уровня: бакалавриат, специалитет, магистратуру и подготовку кадров высшей квалификации.
Как изменятся правила приема в вузы после принятия закона?
Проект предлагает новую систему льгот: зачисление вне конкурса, зачисление по квоте, прием на бесплатные подготовительные отделения при вузах и прием тех, кто имеет преимущественное право при прочих равных условиях. Вместо 140 видов разных льгот их теперь предлагается 4.
Льготников на 1-м курсе будет меньше: вместо зачисления некоторым предложат занятия на подготовительных отделениях.
Будет квота для детей-сирот и инвалидов I и II группы.Целевиков заставят подписать договоры, по которым они будут обязаны заплатить штраф, если не поедут после учебы обратно в регионы. Такой же штраф заплатит работодатель, если не сможет предоставить работу выпускнику.
Источник Российская газета
Какие изменения в законопроекте «Об образовании» вас порадовали?