За обман или продажу плохого товара компаниям придется платить сотни тысяч рублей. Высокие штрафы должны будут оградить покупателей от умышленного обмана недобросовестными предпринимателями.
Законопроект, ужесточающий наказания за дезинформирование потребителей, внесен на рассмотрение в Государственную Думу 19 ноября. Он содержит поправки в четыре статьи Кодекса об административных правонарушениях.
В настоящее время за нарушение прав потребителей должностное лицо подвергают штрафу в 2-3 тысячи рублей, а юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – взысканию в 10-20 тысяч рублей. По мнению специалистов, сейчас компаниям выгоднее заплатить штрафы, чем тратить время и деньги на устранение нарушений.
Евгения Деева,
специалист-эксперт территориального отдела Роспотребнадзора по Барабинскому району:
За девять месяцев этого года у специалистов Роспотребнадзора по телефону проконсультировались 173 жителя Барабинского района. Кроме того, от барабинцев поступило 9 письменных жалоб на некачественный товар.
Потребителю очень сложно доказать, что продавец не предоставил ему полную информацию о товаре. Поэтому предприниматели и продавцы зачастую не несут за это ответственности.
Другое дело с услугами. Специалистами Роспотребнадзора было составлено два протокола по общественному питанию. В ресторане и закусочной отсутствовала информация для потребителей. К примеру, не было вывески, а также меню, прейскуранта цен, информации о перечне услуг и условиях их оказания. Они не имели книгу отзывов и предложений, не выдавали документ, подтверждающий факт оплаты услуг. В данных пунктах общественного питания зафиксировано много других нарушений.
В одном случае составили протокол на предпринимателя. Он выплатил штраф 10 тысяч рублей. В другом случае тысячу рублей заплатил повар, который отвечал за размещение этой информации.
После внесения поправок в Кодекс, за продажу некачественного товара или включение в условия договора недостоверной информации штрафы для должностных лиц компаний должны увеличиться до 7-10 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей вырасти до 50-70 тысяч рублей, а для юридических лиц достичь 300 тысяч рублей.
Повторное нарушение прав потребителя может в этом случае караться штрафами до миллиона рублей и дисквалификацией на сроки от месяца до года.
Тамара Семина,
жительница Куйбышева:
Бороться с обманом покупателя бесполезно. Он настолько выгоден продавцам и предпринимателям, что любые штрафы бессильны. Мне кажется, что меры данного закона будут только стимулировать к переходу от мелкого обмана к крупному. Без обмана конкурировать невозможно, значит, им придется обманывать по-крупному, чтобы покрывать расходы на указанные штрафы.
Авторы законопроекта говорят о том, что чаще всего права потребителей нарушают компании ЖКХ, туристический бизнес, авиаперевозчики, банки, а также розничные сети, в первую очередь, продовольственные. Зачастую даже у продуктов детского и диетического питания отсутствует полная и достоверная информация о составе.
По мнению экспертов, принятие законопроекта станет первым шагом в повышении ответственности бизнеса перед потребителями.
Как часто сталкиваетесь с обманом продавцов?
Юлия Леонтьева, Юлия Николайзина
Еще по теме:
Позовите Роспотребнадзор в суд
Не возвращают деньги за некачественный телефон