Как-то находясь в Тюмени и прогуливаясь мимо Филармонии, я увидела афишу московского Театра русского балета, гастролирующего с балетом «Щелкунчик». На размышление «сходить или не сходить» ушло две минуты – ноги как-то сами собой подвели меня к билетной кассе. Я не отношусь к заядлым поклонникам оперы и балеты – предпочитаю драматический театр, но упустить такую возможность было бы непростительно.
Наш вкус формируется с раннего детства, и я подумала, что уже пришла пора знакомить шестилетнюю внучку с высоким искусством. Немного волновалась, какое впечатление произведет балет на ребенка, и не придется ли нам уйти с представления раньше времени. Заранее прочитала ей сказку Гофмана “Щелкунчик” и постаралась объяснить, что сказку можно не только прочитать в книжке, но ещё можно рассказать о ней посредством музыки и танца со сцены.
Поход в театр – это особое состояние души. На лирическую волну начали настраиваться задолго до представления: выбирали наряд, продумывали прическу. Важным моментом была сама атмосфера театра: интерьер, экспозиции, одухотворенные лица зрителей. А в зале, за тяжелым занавесом, скрывалось сказочное таинство, которого мы ждали с нетерпением. К моему удивлению, на вечернем сеансе было очень много детей.
Последний звонок… Приглушенный свет… Раздвинулся занавес, и мы оказались совершенно в другом измерении, среди живых декораций. Спецэффекты создавали ощущение реальности происходящего. Первые звуки божественной музыки Чайковского пробрали до «мурашек» на коже. Когда живые артисты играют у тебя на глазах, то невольно начинаешь чувствовать себя причастным к происходящему на сцене. И наполняешься невообразимым сгустком жизненной энергии.
Насколько бы меня ни завораживал сам балет, я с не меньшим интересом следила за реакцией внучки. Моё беспокойство оказалось напрасным – она была полностью поглощена увиденным впервые. Не отрывая глаз, сопереживала героям, радовалась победе добра над злом и громко хлопала в ладоши. Казалось, что она даже забыла о моем существовании, хотя ещё недавно крепко держала меня за руку в непривычной для себя обстановке.
Иногда на несколько секунд я уносилась в свои детские воспоминания о том, как когда-то, почти в таком же возрасте, с мамой слушала оперу «Мадам Баттерфляй». В то время для меня, девочки из глубокой провинции, происходящее на сцене воспринималось, как невиданное открытие. С тех пор бесподобная музыка Пучинни всегда узнавалась с первых аккордов. Услышав её по радио, я радостно и гордо сообщала всем: «Это Чио-чио-сан»! Выходит, что те события, которые не являются для нас обыденными, становятся знаковыми и запоминаются на всю жизнь.
Когда закончился балет, и мы поздним вечером вышли на улицу, внучка многозначительно произнесла: «Да… после такого замечательного концерта теперь долго не уснешь». Я думаю, что в этих словах и заключается великая сила искусства.
Какой спектакль произвел на вас подобное впечатление?