Вечного двигателя пока нет. Зато есть непрерывное движение, которое не замирает даже ночью. Речь идет о транспорте на улицах городов. И заговорили мы об этом не случайно — 3 июля работники Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ (ГИБДД) отмечают свой профессиональный праздник. И даже юбилей. 80 лет исполняется Госавтоинспекции России. О праздниках и рабочих буднях стражей порядка наша беседа с инспектором ДПС старшим лейтенантом полиции ОГБДД МО МВД России «Куйбышевский” Владимиром Югансоном.
– Владимир Викторович, откуда Вы родом и как попали на службу?
– Я из Чановского района. В Куйбышеве учился в политехническом техникуме. Здесь же встретил свою будущую жену и остался. Желание пойти в полицию было с раннего детства. Поступал в школу милиции, но с первой попытки не получилось. Собирался после первого курса КПТ снова поступать в школу милиции, но родители посоветовали доучиться. После техникума ушел в армию. Отслужив, первое время работал на гражданке, получил права, и пошел в полицию. Были вакансии инспекторов. Устроился в ГАИ в 2009 году, проработал 2,5 года. Потом началось глобальное сокращение. Меня перевели в ОБЭП. 2,5 года был оперуполномоченным по борьбе с экономическими преступлениями, где получил звание старшего лейтенанта. Осенью 2013 года меня перевели обратно в ГИБДД.
– Как менялись впечатления от службы?
– Сначала все было в новинку. Если сравнивать 2009 и 2013 годы, то стало немного сложнее. Люди потеряли чувство бдительности. После сокращения, которое прошло в 2011 году, на весь район осталось 3-4 экипажа вместо семи. Когда выходило в рейд больше машин, народ побаивался. Сегодня выпившие граждане ощущают себя властелинами мира и думают, что им все дозволено. К счастью, адекватных водителей по-прежнему больше.
– Как часто приходится сталкиваться с негативом от водителей?
– Иногда неделя выпадает спокойной, а иногда, каждый день приходится прибегать к применению спецсредств и физической силы. Нетрезвые водители, как правило, ездят не одни, а компанией человека по 3-4. Нас в экипаже всего двое.
– После таких столкновений нет разочарования и желания сменить работу?
– Наоборот, есть желание наказать нарушителей, чтобы обезопасить дорогу. Ведь по улицам много детей ходит, играет рядом с домами. А нетрезвый водитель способен сбить, зацепить, врезаться во что-нибудь. Из-за этого может пострадать ребенок.
– Как проходит рабочий день инспектора ПДС?
– Каждое дежурство мы начинаем с обследования территории по выявлению улично-дорожных недостатков. Смотрим, где знаки отсутствуют, где погнутые, где выбоины на асфальте. Полчаса уходит на обследование, после чего становимся на маршрут патрулирования, как правило, в очаге повышенной аварийности, т.е. в тех местах, где были ДТП с пострадавшими. Проводим профилактические мероприятия по выявлению лиц в нетрезвом виде. Ведем прецессионные действия, в случае ДТП либо при задержании водителя в состоянии алкогольного опьянения.
– Много теории приходится держать в голове инспектору?
– Если человек долго работает, то он многое запоминает. Редко бывает, когда требуется заглянуть в закон или освежить в памяти ПДД.
– Какие аварии происходят чаще всего?
– В большей степени мелкие, совершенные по глупости водителей. Когда не смотрят в зеркала заднего вида и двигаются на стоящий ссади автомобиль. Либо превышают скоростной режим и сталкиваются с другим автомобилем.
– Чаще приходится профилактическую работу вести или иметь дело с уже конкретными авариями?
– Чаще проводим профилактические мероприятия. Выходим с радаром, останавливаем водителей, предупреждаем, чтобы не превышали скорость.
– Можно сказать, что ваша работа опасна?
– Да, можно сказать и так. Неадекватные водители могут сбить, в том числе и инспекторов ДПС, вынужденных находиться на проезжей части. Бывают ситуации, когда два инспектора держат сопротивление сразу нескольких нетрезвых пассажиров и водителя. Другие экипажи, как правило, заняты, и не всегда могут прийти на помощь. Приходится своими силами справляться.
– На Ваш взгляд, каким должен быть идеальный инспектор дорожно-патрульной службы?
– Он должен знать всю правовую базу и уметь ответить водителю на любой вопрос. У нас есть такие люди.
– Как семья относится к вашей работе?
– Уже привычно стало. Поначалу беспокойство было. Бывает, что дома не бываешь почти сутками.
– Есть такая притча: работников на строительстве храма спросили, для чего они работают. Первый ответил, что для того, чтобы есть. Второй – чтобы прокормить семью. А третий сказал, что он работает, чтобы построить храм. А что бы ответили Вы?
– Чтобы сделать город безопасней. Потому что особенно в выходные или праздничные дни у нас народ любит выпить и сесть за руль. А в это время много людей выходит на центральную площадь, в том числе и с детьми.
– Как Вы сами предпочитаете отдыхать?
– Вчера вот у меня был выходной. Я с дочкой провел его в горсаду. Она играла, а мне в удовольствие было смотреть, как она резвится, веселится, улыбается.
– На хобби есть время?
– Футбол и хоккей не люблю. Предпочитаю посмотреть новости, особенно в выходные дни. В большей степени, хочется побыть с семьей.
– Какие интересные случаи были на работе?
– Однажды мы оформляем ДТП на Чумаковском перекрестке, где “Москвич” перевернулся в кювет. В это время другой экипаж преследовал “Мерседес” с нетрезвым водителем. Машины направлялись к месту нашего происшествия. Мы перекрыли движение. Водитель не снизил скорость и начал маневрировать, объезжая патрульные автомобили. В этот момент я успел открыть дверь и запрыгнуть на переднее пассажирское сидение. Мне пришлось применять на ходу спецсредства, после чего я остановил автомобиль с помощью ручника. Водитель был задержан. До этого он чуть не сбил женщину с коляской на улице Володарского.
– Что стало с водителем?
– Водитель был лишен прав. Потом извинялся за то, что не остановился. Сейчас он уже получил права, закодировался и больше правила не нарушает, даже скорость не превышает.
– Вы прямо каскадер. Вас где-то этому обучают?
– Жизнь всему учит… (смеется)
– В вашей работе есть место вдохновению?
– После таких случаев всегда испытываешь удовлетворение и стимул к дальнейшей работе.
– В анекдотах часто встречается сюжет, когда блондинка за рулем пытается отвертеться от штрафа кокетством. Часто ли такое встречается в реальной работе?
– Есть женщины, которые лучше мужчин управляют транспортным средством. Но есть и молодые девушки, которые, не успев получить права, садятся за руль в нетрезвом состоянии. Случаев кокетства не было. Важна интонация голоса, когда инспектор обращается к нарушителю. Если кто-то подшучивает, то и женщина начинает разговаривать в шутливом тоне. Если инспектор говорит серьезно, то она понимает, что совершила грубое нарушение и шутки здесь не уместны.
– У Вас есть мечта, цель?
– Я бы хотел, чтобы у нас было продвижение по карьерной лестнице, чтобы инспекторы, которые уходят на пенсию могли дослужиться до более высокого звания. Наш потолок – лейтенант-инспектор. Можно отработать 20 лет и уйти на пенсию лейтенантом.
– У Вас растет сын. Хотели бы чтобы он пошел по Вашим стопам?
– Я пока не задумывался о его профессии. Хотел бы для него что-нибудь более безопасное.
– Что Вы цените во взаимодействии с коллегами?
– Сплоченность и взаимовыручка – главное в нашем деле. Стараемся каждому на помощь приехать, не зависимо от подразделения.
– Какое настроение перед праздником?
– Я ещё даже не знаю, на праздник буду работать или отдыхать. Настроение хорошее. Хочу пожелать всем коллегам-инспекторам в этот день приятного отдыха. И даже тем, кто будет работать, – чтобы смена была спокойной!