Еще в детстве Галина поняла, что станет учителем. Это была мечта. На квартире у ее бабушки жила девушка, которая работала в школе. Она первая познакомила маленькую девочку с загадочным миром букв и цифр.
Намного позже Галина Алексеева, работая в школе, пыталась достучаться до сердца каждого ученика, раскрыть их индивидуальность, помочь проявлению лучших черт характера. Ей приходилось быть строгой и требовательной, оставаясь при этом честной и справедливой.
Работала Галина Ивановна в Новониколаевской средней школе Барабинского района. Преподавала русский язык, литературу, биологию. Очень многие бывшие ее ученики с теплотой и добром вспоминают самую лучшую классную учительницу! Она смогла открыть в сердцах учащихся редкие качества: доброту, справедливость, взимопомощь.
– Не испугались деревенской жизни?
– В Новониколаевку я приехала с семьей в 1975 году. Мне уже тогда было тридцать лет. Родилась я на станции Шелковичиха Новосибирской области. Мои детство, юность были тесно связаны с деревней. Поэтому переезд в сельскую местность особо на жизнь не повлиял. Уклад деревенской жизни я хорошо знала. Отношение сельчан было тактичным и внимательным.
– Где работали Ваши родители?
– Иван Гаврилович, мой папа, всю свою короткую жизнь связан был с железной дорогой. Он работал и кассиром, и дежурным. Был начальником станции. Много времени отдавал общественной работе.
Мама – Пелагея Андреевна – еще жива, ей уже исполнилось 95 лет. И для своего возраста неплохо себя чувствует. А сколько сил и здоровья она отдала нам! На ее плечи легли все хлопоты по воспитанию и обучению. Да и сейчас она находит силы, чтобы сделать какое-то замечание или пожелание праправнучке!
Моя сестра – врач – стоматолог. Младший брат связал профессию с природой. Он возглавляет общество охотников и рыболовов в Иркутске. Я тоже училась в Иркутске, в педагогическом институте.
– Почему вы поступили в пединститут?
– Быть учителем – это моя детская мечта. Впервые я столкнулась с профессиональным педагогом в пятилетнем возрасте. Это была квартирантка моей бабушки. Она первая погрузила меня в загадочный мир букв и цифр.
– Помните свою первую учительницу?
– Моя первая учительница Васса Никаноровна в течение двух лет открывала все новые и новые страницы в этом мире букв и цифр. Мы, малышня, сидели на уроках, не шелохнувшись, открыв широко глаза. Каждое ее слово старались запомнить, не пропустить мимо. До сих пор помню ее лицо и фигуру.
А как мы плакали, когда вместо нее к нам пришла новая учительница. Мы, конечно, невзлюбили новенькую. И только по истечение времени я поняла, как же было трудно и сложно этой девушке завоевать наше доверие и добиться нашей любви. Но она сумела. И мы потянулись к ней.
– Какой подход к детям Вы определили для себя?
– Работая в школе, я пыталась достучаться до сердца каждого ученика. Раскрыть его индивидуальность. Помочь проявлению лучших черт характера. Никогда, я так считаю, не оскорбляла и не унижала детей. Приходилось быть строгой и требовательной, оставаясь при этом честной и справедливой.
Все дети для меня были равны. Единственная разница в отношениях – в том, что одним больше уделялось времени, а другим – меньше. Первые – это те, которых было принято считать трудными. Часто обращалась за помощью к родителям, и те не оставались безучастными. А конфликтные ситуаци пыталась разрешить самостоятельно. Думаю, что дети это ценили.
Много времени мы с ребятами отдавали внеклассной работе. Столько разных идей было выдано учениками и реализовано! Готовили различные интересные вечера, концерты. Экскурсии, соревнования, походы. И как радостно было видеть сияющие глаза детей!
– Какой случай из своей деятельности в школе Вы ярко помните до сих пор?
– Прошло уже почти сорок лет, но помню свой первый поход с шестиклассниками в Банниково. Мы поехали туда на велосипедах. Сначала ехали все вместе, а затем мальчишки, спросив разрешения, укатили вперед, чтобы ставить палатки.
С девчонками, проехав километров пять, поняли, что потеряли дорогу. А погода стала портиться: набежали тучи, заморосил мелкий дождик. Впереди виднелись очертания деревеньки. Мы поехали напрямую, и… заблудились окончательно. А дождь все набирал и набирал силу. Стало совсем темно. Разразилась гроза, мы промокли до нитки.
На наше счастье, попался стожок. Бросив велосипеды, мы закопались в теплое, душистое сено. Я очень испугалась и с ужасом думала, что же мне делать дальше? Ведь рядом мокрые, дрожащие дети, за жизнь которых я отвечаю. Но, видать, я родилась в рубашке: откуда-то из тьмы появились два огонька, быстро приближающихся к нам.
Грузовая машина ехала именно туда, куда мы и добирались. Мы выскочили из своего укрытия и начали бегать и махать руками. Шофер, к счастью, заметил нас. И мы были спасены! Так мы оказались на месте своего путешествия.
В это время в Банниково жили две семьи: Воробъевы и Стрельцовы. Последних я немного знала, поэтому решила обратиться к ним. Как же я и мои девчушки обрадовались, когда вошли в небольшую избушку, где, несмотря на лето, была натоплена печь. И тут же сидели наши мальчишки! Там мы все переночевали.
Рано утром приехал директор совхоза Алексей Петрович Ромащенко – узнать, как у нас дела. Он помог организовать “жилищные условия” для моих путешественников. Два дня мы наслаждались прекрасной погодой и красотами, которые здесь открыли для себя. Что удивительно: ни один из нас не заболел. Зато сколько было впечатлений и воспоминаний!
– Работа приносила радость?
– К работе относилась всегда добросовестно. Находила в ней радость. Поэтому никогда не жалела о выборе профессии. Еще думала, что могла бы работать врачом. Всегда имела желание быть полезной людям, помогать им. Человек должен приносить пользу.
Большое значение имеет в школе атмосфера в педагогическом коллективе. У нас в школе был дружный, сплоченный и творческий коллектив. Я с благодарностью вспоминаю нашего наставника (иначе не назовешь) Людмилу Федоровну Полькину. Она умела своей неиссякаемой энергией, работоспособностью и самоотдачей в каждом учителе зажечь желание стать лучше.
– Ваше любимое увлечение?
– Помню отдельные интересные моменты из своего детства. В пятом классе на новогодней елке мне подарили книгу “Грозовой перевал”. Эта книга потрясла меня. Во-первых, я прочитала ее за ночь. Во-вторых, там были описаны различные сцены жизни так, что, казалось, что все это происходит со мной. Так открылось мое увлечение – читать книги.
Оно живо до сих пор. С удовольствием читаю русскую классику. Но любимой книгой на протяжении многих лет остается роман “Поющие в терновнике” писательницы Колин Маккалоу. Это романтическая сага о трех поколениях семьи австралийских труженников, о людях, трудно ищущих свое счастье.
– В каких местах нашей страны удалось побывать?
– В силу обстоятельств мне не удалось побывать в тех местах нашей страны, где хотелось бы. Была на Байкале. Поражена его величием и чистотой воды! Идешь по мосткам вдоль берега, смотришь на дно, и видны четко и ясно мелкие камешки. На них лежит множество разных монет. И кажется, что под тобой не вода, а чистый воздух и огромнейшая глубина. Необыкновенный вид.
– Что бы пожелали молодым педагогам?
– Беспредельной преданности своей профессии и большой любви к детям.
Каким должен быть учитель?
Еще по теме: