С 1 по 31 октября в средней школе №3 Барабинска, в рамках Года экологии и 100-летия заповедной системы России, был проведен цикл занятий «Заповедный урок».
Многие из нас еще с детства помнят высказывание писателя Михаила Пришвина: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит, охранять Родину». Эти слова являются подтверждением значимости природы в жизни каждого человека, необходимости любить и беречь ее так же, как мы любим и бережем нашу Родину. Именно этому высокому призванию и служит заповедная система России.
На территории Российской Федерации существуют и действуют множество «заповедных островов» – заповедников, национальных парков, природных заказников. Сколько в России особо охраняемых природных территорий? С чего начала отсчет уникальная заповедная система сохранения природных объектов в их первозданном виде? Как строилась и развивалась эта система, какие были взлеты и падения на историческом отрезке времени в 100 лет? Какие научные идеи лежали в ее основе? Какая ближайшая к нам заповедная территория? В чем ее уникальность? Какие объекты флоры и фауны на ней находятся, какие редкие виды животных и растений обитают, какова ее история, что за люди трудятся на ней? Ответы на все эти и многие другие вопросы узнали ученики 7-8 классов – участники акции «Всероссийский заповедный урок».
Учащимся в ходе занятий была продемонстрирована презентация «Заповедные острова. Сохраняя будущее», видеофрагменты об особо охраняемых природных территориях РФ, истории создания заповедных территорий России, животных, обитающих в них. Для закрепления полученной информации заинтересованная аудитория работала в малых группах: ребята определяли категории ООПТ, знакомились с живыми символами заповедных территорий, изучали логотипы заповедников и т. д.
Для расширения и углубления полученных ранее знаний о федеральном заказнике «Кирзинский», который относится к заповеднику «Саяно-Шушенский» и расположен на территории Барабинского и Чановского районов в Новосибирской области, была организована самостоятельная работа с буклетом данной ООПТ. После чего проводилась мини-викторина «Биоразнообразие заказника «Кирзинский», по результатам которой сделан вывод о том, что школьники владеют знаниями о данной территории, однако существует потребность продолжить работу в данном направлении.
Хадича Бигбаева,
учитель биологии общеобразовательной школы №:
Этот урок очень органично вошёл в наш учебный процесс, потому что совсем недавно мы изучили тему «Красная Книга Новосибирской области», сейчас проходим региональные заказники. Поэтому, знакомясь с заповедной системой России, ученики не только получают представление об основных формах ООПТ, но и начинают понимать отличия федеральных и региональных особо охраняемых природных территорий.
Программа заповедного урока разработана на основе огромного эколого-просветительского опыта и предназначена для разных целевых аудиторий. С начала текущего года специалистом заказника «Кирзинский» было проведено в Барабинском, Куйбышевском и Татарском районах 15 «заповедных уроков». К данному проекту присоединились общеобразовательные учреждения и различные трудовые коллективы, общее количество участников на сегодняшний день уже составляет более 500 человек. Стоит отметить, что данный формат встреч никого не оставляет равнодушным, и работа в этом направлении будет продолжена.
Еще по теме: