Бытовая техника, работающая от электричества, делает нашу жизнь удобнее. Однако нужно помнить, что она боится скачков напряжения.
Причинами скачков и отклонений от номинальных значений, происходящих не по вине потребителя, могут быть:
· аварии на подстанции, среди которых замыкания на ЛЭП (линиях электропередач);
· обрыв или замыкание воздушной линии из-за упавшего дерева;
· повреждения кабеля при копке траншей;
· отключение электроэнергии, приведшее к скачкам напряжения и др.
В соответствии с законодательной базой, возместить ущерб должна снабжающая или другая ответственная организация, на балансе которой находится ваша электрическая линия или её участок.
Требования к качеству подаваемой электрической энергии гражданам-потребителям предусмотрены приложением № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила):
- постоянное соответствие напряжения и частоты электрического тока требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании;
- отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.
Потребитель основывает свои требования о возмещении ущерба на положениях статьи 1064 Гражданского кодекса РФ. Она предусматривает, что вред, причиненный личности или имуществу человека, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, при наличии доказательств причинения вреда имуществу, здоровью и т. п.
Что делать, если факт перенапряжения уже состоялся и бытовая электротехника перегорела?
1. Зафиксировать факт резкого скачка напряжения в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ (раздел X «Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» Правил).
2. Подсчитать и подтвердить документально причиненные вследствие перегорания бытовой электротехники убытки. Подтверждением материальных затрат и прямых убытков (расходов на ремонт бытовой техники) будут чеки, счета к оплате за ремонт и покупку запчастей, выдаваемые ремонтными и торговыми организациями.
3. Установить ответственное лицо и предъявить ему претензии о возмещении причиненных убытков в добровольном порядке. На основании положений Правил исполнителем услуг по электроснабжению для граждан могут быть: юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю указанную коммунальную услугу.
4. Предъявить претензию причинителю вреда.
5. При отклонении претензии полностью или частично либо при неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки, человек имеет право предъявить иск в суд.