Куйбышев – Каинск
До 1935 года этот город носил название Каинск. И прожил он с этим именем не много не мало, а 213 лет.
Каинск – один из старейших на карте нашей Новосибирской области.
Кстати, никакого отношения название к библейскому Каину не имеет.
Каен с тюркского береза. Так что это по-нашему Березовск:-)
По истории этого населенного пункта можно изучать судьбоносные вехи нашей страны в целом.
До конца 19 века это был город, через который проходил Московско-Сибирский тракт. Здесь сходились как пути переселенцев, каторжников, ссыльных и политических, так и ключевые торговые дороги.
Масло, которые производили в Каинске многочисленные заводы и заводики, считалось лучшим и шло на экспорт в Германию и Англию.
Чтобы получить иллюстрацию о жизни купечества в эти годы, надо просто зайти в местный музей, где воссоздали быт и историю тех времен.
Однако Трнссибирская магистраль, которая начала строиться в конце 19 века, очень сильно подпортила жизнь местных купцов.
Местные купцы очень хотели, чтобы железная дорога прошла рядом с Каинском: но их просьбы, письма, взятки не дошли до адресата. Так нужная им “железка” прошла в 12 км от их города.
Понятно, что товаропотоки пошли через соседний Барабинск, который на данный момент был крохотным поселением, но с приходом Транссиба начал бурно расти.
До сих пор идут разговоры и вносятся предложения об объединении двух районов: Барабинского и Куйбышевского. В России такая близость двух райцентров является уникальной.
Конечно, плюсы общего ведения хозяйства есть. Но и минусов не меньше.
Так что до Кубы или Баку:-) пока дело еще не дошло.
Музейный комплекс Куйбышева, включающий в себя несколько зданий и разделенный по историческим периодам, поражает своим богатством и разнообразием.
А еще уютом.
Старинные напольные часы, которые начинают бить во время экскурсии, как бы возвращают нас мысленно в то время, когда начиналась история Каинска.
Отдельно спасибо работникам музея – истинным энтузиастам своего дела.
Здесь совсем не пахнет музейной скукой, тут дышит сама жизнь.
Прогуляться по старому Куйбышеву тоже очень приятно.
Прекрасно сохранились купеческие постройки, создающие особый колорит этого места.
Не случайно город получил статус исторического в 1990 году.
Увы, последние перестроечные годы внесли свои коррективы и здесь. Известные прдеприятия закрыты или расформированы.
Численность жителей сократилась.
Вспоминаю мой любимый пионерский лагерь имени Гайдара, где прошло мое детство. Мне кажется, что и сейчас я найду туда пешком дорогу.
Только какой смысл?
Там давно уже лыжная база, а о нашем пионерском детстве напоминают лишь скульптуры пионеров и горнистов, которых бережно отреставрировали и поставили у входа в музей.
При виде их, честно, мое сердце ёкнуло.
Вот это и есть живая история.
Куйбышев для меня лично – это и стихи Владимира Балачана и, конечно, песня “Хлеб всему голова”.
Когда живешь здесь, то глаз замыливается.
И лишь возвращаясь через много лет, понимаешь, что душа помнит сюда дорогу.
Обязательно привезу сюда внучку.
И лишь, возвращаясь через много лет, понимаешь, что душа помнит сюда дорогу.
Обязательно привезу сюда внучку.
Она должна гордиться Сибирью.
Такой разной и многим неизвестной.
Опубликовано в блоге beryazeva.com
3 комментария. Оставить новый
“Что они только не предпринимали, чтобы железная дорога прошла рядом с Каинском, но их просьбы, письма, взятки не дошли до адресата. Так нужная им «железка» прошла в 12 км от их города.”
Не понятная какая-то фраза… Они хотели, чтобы “железка” прошла через Каинск, но “…их просьбы, письма, взятки не дошли до адресата.” и ее построили на 12 км в сторону??? Или они, наоборот, не хотели, чтобы прошла через Каинск, а не много в сторону, тогда какой смысл во фразе “…их просьбы, письма, взятки не дошли до адресата….” раз ее все равно построили в другом месте. Для чего они платили взятки и договаривались, если ее и без их ведома решили провести в сторону?
так сейчас поправлю, если непонятно. Спасибо.
Хмм… насколько мне известно купцы откуплись, чтобы железка НЕ шла через Каинск. Пролетариат им был не нужен.