Телематические услуги связи – это комплекс услуг, которые оператор представляет клиентам в части электронных коммуникаций, с присвоением каждому из них кода идентификации (адреса).
Сразу следует отметить, что сюда не входят услуги телефонной и телеграфной связи. Термин «телематическая связь» подразумевает использование только кибернетического пространства.
Правила оказания телематических услуг связи регулируют отношения между абонентом или пользователем телематических услуг связи (Интернет) с одной стороны и оператором связи, оказывающим телематические услуги связи, с другой стороны.
Телематические услуги связи оказываются оператором связи на основании договора об оказании услуг связи.
Абонент вправе в любое время в одностороннем порядке расторгнуть договор об оказании услуг связи при условии оплаты им понесенных оператором связи расходов по оказанию ему телематических услуг связи.
Порядок одностороннего отказа от исполнения договора об оказании услуг связи определяется договором (Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 № 2607 “Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи”).
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, или в случае нарушения абонентом требований, установленных договором об оказании услуг связи, в том числе срока оплаты оказанных телематических услуг, оператор имеет право приостановить их оказание до устранения нарушения, письменно уведомив об этом абонента.
Если абонент не устранит нарушение в течение 6 месяцев со дня получения им письменного уведомления оператора о намерении приостановить оказание телематических услуг связи, оператор вправе расторгнуть договор об оказании услуг связи в одностороннем порядке.
По письменному заявлению абонента оператор связи обязан без расторжения договора об оказании услуг связи приостановить оказание телематических услуг связи абоненту. При этом с абонента взимается плата за весь период, указанный в заявлении, в соответствии с установленным для таких случаев тарифом.
Действие договора об оказании услуг связи, предусматривающего предоставление доступа к сети передачи данных с использованием абонентской линии, может быть приостановлено по письменному заявлению абонента в случае сдачи в наем, аренду помещения, в том числе жилого помещения, в котором установлено оборудование, на срок действия договора найма, аренды.
С нанимателем, арендатором помещения, в котором установлено оборудование, может быть заключен договор об оказании услуг связи на срок действия договора найма, аренды с выделением для этих целей того же уникального кода идентификации, который был выделен при заключении договора об оказании услуг связи, действие которого приостанавливается, или иного уникального кода идентификации.
Изменение договора об оказании услуг связи осуществляется в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий. Плата за изменение тарифного плана с абонента не взимается.
Обязанность доказывания совершения абонентом действий, направленных на изменение условий договора об оказании услуг связи, возложена на оператора.
Если внесение изменений в договор об оказании услуг связи повлекло необходимость выполнения оператором соответствующих работ, эти работы подлежат оплате стороной, по инициативе которой были внесены изменения в этот договор.
По заявлению абонента – физического лица – в договоре об оказании услуг связи может быть указан новый абонент – физическое лицо. Им может стать член семьи абонента, зарегистрированный по месту жительства абонента или являющийся участником общей собственности на помещение, в котором установлен абонентский терминал.
Абонент вправе обжаловать решение и действие (бездействие) оператора связи, связанные с оказанием телематических услуг.
При неисполнении или ненадлежащем исполнении оператором связи обязательств по оказанию телематических услуг связи абонент, до обращения в суд, предъявляет оператору связи претензию.
Претензия предъявляется в письменной форме и подлежит регистрации в день получения ее оператором связи.
Претензии по вопросам, связанным с отказом в оказании телематических услуг связи, с несвоевременным или ненадлежащим исполнением обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, предъявляются в течение 6 месяцев со дня оказания телематических услуг связи, отказа в их оказании или выставления счета за оказанную услугу.
К претензии прилагается копия договора об оказании услуг связи (в случае заключения договора об оказании услуг связи в письменной форме), а также иные необходимые для рассмотрения претензии документы, в которых должны быть представлены доказательства неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору об оказании услуг связи, а в случае предъявления претензии о возмещении ущерба – сведения о размере причиненного ущерба.