Сегодня, 2 апреля, – День распространения информации об аутизме.
Аутизм – сложное и комплексное явление. В аутичном ребёнке соединяются, как в призме, особенности психологического и возрастного развития, проблемы внутрисемейного взаимодействия. Особый ребёнок меняет не только родителей, но и специалистов, так как приходится для каждого малыша подбирать методику, технологию.
Детский аутизм проявляется в возрасте 2- 2, 5 года, реже в 3 – 5 лет. Диагностировать его трудно. Опытному специалисту требуется много времени для наблюдений и анализа картины этого психического нарушения. Следует спокойно отнестись к назначению повторных приемов, обследований и консультаций.
Некоторые признаки аутизма обнаруживаются при глубокой и тяжелой умственной отсталости, тяжелом недоразвитии речи. Настораживающие признаки могут проявиться уже в первые полгода жизни, когда ребёнок не реагирует на лица, не проявляет заинтересованности в общении.
Что касается взрослых, то известны случаи постановки такого диагноза женщине в 38 лет, после длительного лечения депрессии. То есть верный диагноз может быть выставлен уже в период взрослости.
Прежде всего, нарушается потребность во взаимодействии, в коммуникации, как со сверстниками, так и взрослыми. Может проявляться стереотипность в интересах, в движениях, например, ритмичное неоднократное потряхивание, или сложные действия, ритуалы.
Малыш может игнорировать попытки контакта, активно протестовать и отвергать близких, вплоть до телесного дистанцирования. Мотивы поведения, эмоции других людей, в том числе и самых близких, непонятны, не всегда такой ребёнок может уловить шутку, иронию в беседе.
Не обращает внимания на жесты, язык тела. Среди аутистов есть люди с разным уровнем развития интеллекта. Но фактор, определяющий успешность, – это социальная контактность и адаптированность. Страхи, агрессия, в том числе и на самого себя, протестные реакции могут проявляться при аутизме, но не являются обязательными признаками.
Следует насторожиться, если ваш ребёнок:
- не удерживает длительного интереса контакта «глаза в глаза»,
- не проявляет интереса к предлагаемым игрушкам или совместной деятельности, предпочитая одиночество,
- не обращается за помощью, самостоятельно пытается изучить какой-либо предмет,
- не откликается на своё имя (при сохранном слухе),
- использует взрослого, как будто это неодушевленный, безэмоциональный помощник- «слуга».
С детьми необходимо быть последовательными. Противоречия в воспитании, когда родители придерживаются рекомендаций, а кто- то из окружения считает это излишним, мотивируя – «израстёт, здоровым будет» значительно замедляют развитие ребёнка. Работа по коррекции аутизма должна идти «25 часов» в сутки, таким образом предполагается коррекция всёй жизнью всю жизнь.
Для привлечения и фиксации внимания лучше использовать простые предложения из двух слов, но, повторяя одну и ту же фразу, проговаривать её с различными интонациями.
Дайте ребёнку время для понимания и осознания вашей речи. Сказав фразу, досчитайте «про себя до 5 или 10».
Хвалите за конкретные действия. Ребёнок с особенностями в развитии может привлекать внимание родителей, когда ведет себя «неправильно», громит всё вокруг. При этом очень важно похвалить за действия (или бездействие) ребёнка при адаптивном или верном варианте деятельности.
Структурируйте пространство, где играет и занимается ребёнок, чтобы формировалась чёткая связь времени- пространства – определённый вид деятельности.
Необходимо комплексное взаимодействие между семьёй ребенка с особенностями в развитии, врачами, педагогами и психологами для успешной коррекции.