Рекомендации родителям в случае, если у ребенка замечена склонность к суициду.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Куйбышевского района обращает призывает родителей участвовать в жизни подростка, проявлять заинтересованность жизнью ребенка, а также проводить с ним разговоры на тему его переживаний.
Для подросткового возраста характерны различные проявления суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Уменьшению числа самоубийств среди подростков может способствовать профилактическая работа, направленная на раннее выявление проблем в семье и окружении подростка. К профилактической работе должны быть подключены структуры здравоохранения, образования, социальной защиты. Важную роль в этом процессе играет семья.
Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка, в состоянии душевного кризиса, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами. Оцените серьезность намерения и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом и не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находящейся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность такое поведение также может служить основанием для тревоги. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам.
Не бойтесь прямо спросить, не думают ли они о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности высказать свои проблемы.
Во время беседы о суициде человека необходимо убедить в следующем:
- тяжелое эмоциональное состояние, переживаемое им в настоящий момент, является временным;
- его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для них тяжелым ударом;
- он, безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из нее в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать и т.д.
Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.
Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание нашей компетентности и, заинтересованности в его судьбе, готовности помочь дадут ему эмоциональную опору.
Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность.
Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников к которым можно обратиться. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог или врач). В противном случае, обратитесь к ним сами, чтобы вместе разобрать стратегию помощи.
Правила этики общения с ребенком в семье:
– не подозревать дурного;
– не высмеивать;
– не выслеживать;
– не выспрашивать;
– не подшучивать;
– не принуждать к ответственности;
– не контролировать интимный опыт общения;
– создавать атмосферу покоя, доверия, безопасности в доме;
– созидать навыки общения в доме по принципу открытости;
– давать право на собственный опыт.
Как способствовать развитию самоуважения и чувства собственного достоинства у детей в семье:
– проявлять тепло и эмоциональный отклик во взаимоотношениях, оказывать поддержку во всем;
– создавать атмосферу эмоциональной привязанности в семье;
– проявлять постоянную заинтересованность в ребенке, заботу о нем;
– предпочитать требовательность безразличию, свободу – запретам, тепло в отношениях – отчужденности;
– снимать авторитарные позиции в общении с детьми. Директивный стиль отношений в семье не допустим;
– избегать ортодоксальных суждений;
– уметь признавать свои ошибки в общении с детьми.
Психолого-педагогические рекомендации для родителей
– Не сравнивайте ребенка с окружающими.
– Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.
– Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
-Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.
– Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
– Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
– Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов, не забудьте похвалить.
– Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
– Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
– Используйте наказание лишь в крайних случаях.
– Не унижайте ребенка, наказывая его.
– Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!»
– Помогите ему найти дело по душе, где он мог бы проявить свои способности и не чувствовал себя ущемленным.
Эмоциональное развитие личности ребенка часто недооценивают, что может привести к серьезным и печальным последствиям для него. Эмоциональное развитие должно стать предметом пристального внимания родителей и педагогов.
Главное, что должны сделать взрослые в этом случае – это обеспечить ребенку ощущение успеха. Ребенка нужно сравнивать только с ним самим и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов.
Куда обратиться за помощью в Куйбышеве
– комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Куйбышевского района Новосибирской области: Новосибирская область, г. Куйбышев, ул. Чехова, 18, тел. 8(38362)51-560);
– отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних: Новосибирская область, г. Куйбышев, квартал 9, дом 2, тел. 8(38362)67-023, 67-026);
– общественный помощник Уполномоченного по правам ребенка в Новосибирской области: Новосибирская область, г. Куйбышев, ул. Чехова, 18, каб. 202, тел.50-920;
– служба психологической помощи семьям с детьми (632387, Новосибирская область, г. Куйбышев, ул. Молодежная, 7);
– 8-800-2000-122 – единый номер телефона доверия (служб экстренной психологической помощи) для детей, подростков и их родителей. Телефон доверия действует круглосуточно. Звонок анонимный и бесплатный с любого телефона!