На вопросы “Аспекта” об организации обучения школьников в условиях пандемии отвечает начальник управления образования администрации Куйбышевского района Лилия Орлова.
– Расскажите, пожалуйста, о моделях дистанционного образования, которые применяются в Куйбышевском районе.
– Мы получили приказ министра образования области, что все сельские школы приступают с понедельника, 13 апреля, к обучению в очном режиме. Если родитель написал заявление о дистанционном обучении ребенка, то школа обязана его организовать, даже если все вышли учиться в образовательное учреждение.
Куйбышев учится дистанционно, потому что в нем численность населения превышает 23 тысячи. Приказ действует до 19 апреля, то есть в течение недели. Как будем учить дальше, зависит от ситуации.
На модели дистанционного образования перешли с 6 апреля. Первая модель – это работа на образовательных онлайн-платформах.
Вторая модель – взаимодействие через электронную почту, WhatsApp, социальные сети и другие мессенджеры. Когда учитель формируют комплект заданий, высылает ученику и получает ответы.
– С какими трудностями столкнулись при переходе на дистанционное обучение?
– Столкнулись с тем, что платформы не всегда выдерживают ту нагрузку, которая на них сегодня свалилась. Например, Uchi.ru уже не регистрируют на своей платформе, т. к. количество желающих превышает их возможности. Другие платформы работают, но там тоже бывают сбои. Также скорость интернета иногда не позволяет работать в полную силу.
Когда возникла эта непредвиденная ситуация, регион провел большую работу. Были обучены команды, как конкретно работать на платформах. Каждой школой отрабатывались разные платформы.
Куйбышевский район, в основном, работает по 2-й модели. Кто-то организует работу в скайпе, кто-то через зум или ватсапп. Высылаются задания и обратно принимаются ответы, которые проверяются и оцениваются.
Ситуация с коронавирусом была настолько неожиданной, что стала испытанием для всех: педагогов, родителей и детей. Первая проблема, это технические возможности. Они у всех разные. Вторая – это то, что дети не умеют учиться самостоятельно. Родители не всегда могут управлять этим правильно и грамотно. Нам надо этому учиться всем: и учителям, и родителям, и детям.
– Все предметы проходят дистанционно, даже физкультура?
– Мы должны реализовать в полном объёме весь учебный план. Конечно, на дистанционном обучении не всегда идет чередование двигательной активности и умственной работы. Например, на физкультуре ребенок мог с мячом побегать по спортивному залу. Дома же ему нужно нарисовать макет футбольного поля, и это не является двигательной активностью.
Конечно, для школ это очень большая нагрузка. Это изменение нормативной базы. Мы разрабатываем положение об организации дистанционного обучения, корректируем локальные акты, образовательную программу в каждой образовательной организации – это огромная работа.
Проводится большая работа с родителями. Родители все разные – кто-то приветствует дистанционное обучение, считая, что жизнь и здоровье ребенка важнее. Кто-то не хочет обучать ребенка дистанционно и готов отправлять его в школу при любых обстоятельствах.
– Скажите, с технической точки зрения, насколько образовательные учреждения района готовы к дистанционной форме обучения?
– Наши учреждения уже давно организуют дистанционную работу, но это не было преподавание уроков, велась внеурочная деятельность. Городские школы все готовы, в технической части. Сельские школы могут работать дистанционно, но скорость интернета некоторым не позволяет это делать. Поэтому такие села выбирают 3-ю модель обучения. С понедельника учащиеся будут приходить на краткосрочные уроки.
Сейчас, когда все дети учатся дистанционно, а интернет у кого-то дома не работает, то родители приходят в школу, берут задания два раза в неделю, затем также приносят ответы на эти задания.
В городских школах есть по 10-12 учеников, у которых нет технических возможностей обучаться дистанционно или родители – верующие и не приемлют интернет. Для таких семей формируются специальные папки, куда вкладываются задания. Классный руководитель выставляет папки в доступном месте. Кто-то определил для этих целей кабинет в школе на первом этаже, кто-то на вахте оставляет. Родители приходят, забирают папку с заданиями.
– Насколько хорошо оснащены сельские школы компьютерами?
– Каждое образовательное учреждение приобретает технические средства самостоятельно. У каждого есть свой бюджет. Директор школы определяет, что необходимо купить – либо компьютеры, либо мебель. В каждой школе есть компьютерный класс. Другое дело, школа зависит от сети. Например, Кама находится далеко, а связь там прекрасная.
– Что показал недельный опыт дистанционного обучения?
– Эта ситуация позволила нам оценить необходимость развития дистанционного обучения и понять, что за ним – будущее. Разные ситуации могут возникнуть. А это всё-таки ресурс. Чтобы наши дети не просто сидели дома, а получали знания и развивались. Умели самостоятельно получать знания.
Могу сказать, что наши дети не всегда достаточно умеют работать с информацией, не умеет самостоятельно получать знания. Хотя наш федеральный образовательный стандарт предполагает научить детей именно этим навыкам. Дети должны уметь учиться самостоятельно. Это не всегда понимают родители, к сожалению.
– Какие трудности возникают у родителей?
– Родители далеко неоднозначно восприняли информацию о дистанционном обучении. Есть как положительные отклики, так и негатив.
Большинство родителей умеют пользоваться электронными почтами и другими мессенджерами. Мы провели большую работу с родителями. У кого были сложности, директор вместе с учителем приглашали таких родителей и по несколько раз рассказывали, как это должно быть организовано. Рассылали памятки, как должно проходить дистанционное обучение.
– Как вы считаете, стоит продлевать учебный год или лучше пройти школьную программу дистанционно, или перенести программу на следующий учебный год?
– Здесь нужно ориентироваться по той ситуации, в которой находимся. В нашем районе она не критичная, на мой взгляд. Я считаю, если бы дети начали заниматься в образовательных организациях – это было бы неплохо. Но всё будет зависеть от того, какое решение примет регион.
– Как вы думаете, скажется ли на качестве ГИА дистанционное образование?
– Однозначно – скажется. Кто хочет заниматься, с теми проблем нет, но мы должны всех научить, и тех, кто учится между 2 и 3. Усиленно этих детей всегда готовили к государственной итоговой аттестации в апреле-мае. Сейчас этот период выпадет, что, безусловно, скажется на качестве сдачи ГИА. Но мы будем стараться справиться с этой ситуацией.
– Будут ли последние звонки в школах?
– Наверное, будут. Ждем распоряжения. Если ситуация будет благополучной, то последние звонки состоятся.
– Прибавляется ли число дежурных групп в детских садах?
– Прибавляется, если на позапрошлой неделе принимали до 40 человек по всему району, то на прошлой – уже 110 детей. Всего у нас детей, посещающих детские сады, более двух с половиной тысяч. Дошкольные учреждения вернутся к штатной работе, когда снимут режим самоизоляции.
– Что с зарплатами учителей?
– Зарплаты учителей и работников дошкольного образования сохраняются в полном объеме. Хотелось бы, чтобы в этот сложный период учителя и родители понимали ситуацию и сохраняли спокойствие, согласовывали действия. Мы готовы ответить в любое время на все вопросы.
Еще по теме:
15 школ начали учиться очно в Куйбышевском районе с 13 апреля
2 комментария. Оставить новый
Зарплаты в мирное время формировались за счёт ведения учителями 1,5-2 ставок плюс доплаты из стимулирующего фонда и тд, а сейчас учителя получают зарплату за 1 ставку без доплат. Это считается в полном объёме?
Госпожа Орлова сейчас тоже получает голый оклад без доплаты и премий?
Почему детям из малообеспеченных семей не выдаются сухпайки на сумму 148 рублей в день. Дома детей тоже нужно кормить, а на нищенскую зарплату воспитателя это очень накладно. И выплачивают нам минимум, фонда нет абсолютно никакого.