С 1 сентября начнет действовать ФГОС — Федеральный государственный стандарт для дошкольных учреждений. Многие родители в тревоге: что изменится в детских садах с нового учебного года? Каких улучшений ждать родителям и почему специалисты советуют им пересмотреть свои взгляды на подготовку их ребенка в саду?
Сегодня детсады испытывают сильное давление со стороны школ и родителей. Папы и мамы хотят, чтобы воспитатели и нянечки сделали из их ребенка вундеркинда, а школы желают получать в первый класс максимально беспроблемных детей. Чтобы и читали, и писали, и считать умели. Однако новый стандарт направлен именно на снижение образовательной нагрузки на детей — это может кому-то показаться шагом назад, но разработчики уверяют нас в обратном.
— Подчинить дошкольное детство требованиям учителей младших классов — в этом есть опасность ранней экспансии школы, — утверждает Владимир Собкин, директор Института социологии РАН. — Я не против учебы в разных формах. Но классно-урочная система в саду не нужна, это противоречит структуре дошкольного детства. Готовность к школе — это мотивация, а не набор навыков и умений. Главная задача сада — социальное развитие ребенка!
То же самое говорит и Наталья Тарасова, руководитель центра дошкольного образования ФГАУ «ФИРО»: «Драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота» — это ошибка, порождающая неврозы у детей, причем серьезные! Ранее существовало множество дошкольных программ, и в них всех буквально было закреплено — «знать», «уметь»… Но один малыш что-то может делать в 3 года, а другой — в 5 лет, и это нормально. Новый же формат не предполагает такое насилие над ребенком, поскольку нельзя детей загонять всех в одни требования. А в подготовительной группе сейчас часто уже идет «дрессура» — настолько сильная, что в первом классе из-за этого у детей уже нет мотивации учиться, им неинтересно. Их перекормили дополнительными образовательными услугами и убили интерес. Поэтому нужно постепенно менять представление родителей, которые, увы, убеждены сегодня, что из сада ребенок должен выйти с навыками первоклассника, со знанием основ иностранного языка и т.д.
В детсадовском федеральном стандарте жестко прописаны требования к условиям реализации программ занятий с детьми, к кадрам, к материально-технической и финансовой оснащенности сада. Как разъясняет Татьяна Волосовец, директор Института психолого-педагогических проблем детства, это означает очень высокие требования к воспитателям — не будет воспитателей-мам, которые идут на эту работу, пока их дети посещают сад, как это сейчас часто бывает:
— Будут только специалисты с соответствующим образованием. Стандарт — это государственная гарантия, и муниципальные власти будут вынуждены подтягивать сады к новым требованиям, повышая качество и уровень. При этом надо понимать, что никакой революции 1 сентября не случится — в большинстве садов все останется по-прежнему, поскольку реформа занимает значительное время и идет постепенно. Пока ФГОС активно начнет работать в 10 регионах страны — причем министерство их еще не определило. Но запланированные вливания 280 млрд рублей, из которых 50 уже выделено, гарантируют, что это реальность, а не разговоры.
Согласно новому федеральному стандарту государство четко распределяет затраты на пребывание ребенка в саду. На себя оно берет образование, на родителей оставляет уход и присмотр. Это не новость, но, пользуясь четко оговоренными в стандарте нормами, родители смогут даже сэкономить при желании — например, если выберут кратковременную форму пребывания, которая будет включать в себя только государственную часть. В этом случае можно вообще не платить, если вам не нужны стирка, готовка и т.д., говорит Елена Юдина, заведующая лабораторией психологических проблем подготовки педагогов Московского городского психолого-педагогического университета.
При этом эксперты, которые участвуют в окончательном формировании содержания ФГОС, далеко не всем довольны. К примеру, по словам Владимира Собкина, из стандарта исчезли требования к максимальной наполняемости групп, которую специалисты считают нужной сделать не более 15 человек:
— Эту норму тихо убрали из федерального стандарта. Поскольку она требует огромных обязательств со стороны государства для ее осуществления — это непросто и дорого сделать, плюс воспитателей в таком количестве просто нет. Еще одна недоработка — отсутствие формулировки, которая гласит, что учредитель садика является основным ответчиком за условия пребывания детей в нем. Поскольку в нынешней схеме слишком много участников — формально учредителем является муниципалитет, деньги дает регион, сама организация тоже имеет свои полномочия, а сигналы на реформы приходят с федерального уровня…
Евгений Балабас
http://www.mk.ru/social/education/article/2013/07/07/880280-detsadovtsev-perestanut-muchit-ucheboy.html

Вы согласны, что подчинить дошкольное детство требованиям учителей младших классов — в этом есть опасность ранней экспансии школы?

3 комментария. Оставить новый

  • Любовь Беляева
    03.08.2013 13:54

    ЯСЕЛЬНИКИ, наслаждайтесь “пока” детством…(md) тети и дяди придумают и для вас ФС.

    Ответить
  • Ольга Екимова
    03.08.2013 14:01

    По моему мнению-закон разумный…Вот только во что его превратят?..

    Ответить
  • Оксана
    03.08.2013 14:22

    значит и требования к поступающим в 1й класс надо бы изменить… при чём для всех школ едино! и для частных в том числе!…и между прочим в сельских школах и детсадах не таких дрессур…дети выпускаются из сада в большинстве садов не подготовленными к 1у классу совершенно…. а те кто уже освоил азбуку и счёт…этому научились исключительно дома у родителей…..

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.

Читайте также