«Море – моя жизнь.

Проживи я еще триста лет –

всегда нашел бы в море нечто новое»

                          И. К. Айвазовский

 

Нашумевшая   прошлой зимой выставка картин Ильи Репина вызвала во мне чувство небольшой грусти  – стоять в очереди в мороз меня как-то  не прельстило.  И вот летом  Государственная Третьяковская Галерея устраивает следующую  масштабную экспозицию  одного художника.  Выставка приурочена к 200-летию со дня рождения  “всемирно известного русского художника-монументалиста, баталиста, коллекционера и мецената И. К. Айвазовского”.

Это известие  сразу заинтересовало  многих любителей живописи, в том числе и меня.  К чести наших галеристов, организована выставка в этот раз наилучшим образом.  Можно приобрести электронные билеты  на  официальном сайте  Третьяковской галереи или непосредственно по месту проведения выставки – в Центральном доме художника на Крымском Валу.

Приобретя без труда билеты на сайте (для пенсионеров и инвалидов имеются скидки) на понравившийся мне день и час, я с нетерпением и внутренним волнением  ждала эту дату. В московских новостях прошел сюжет, что и с электронными билетами  надо выстоять  очередь  на вход, от этого и присутствовало внутренние напряжение – стояла очень  солнечная и жаркая погода.

К счастью, ничего подобного не произошло.  Несмотря на воскресный день, очередь в кассу была не самая длинная,  вход с электронными билетами организован  совершенно отдельно, никакой толчеи, сутолоки  и неудобств не случилось. Впрочем, то же самое наблюдалось и в другой день, когда я посещала выставку во  второй раз, поскольку хотелось некоторые моменты творчества художника рассмотреть повнимательнее…

Не спеша поднявшись к  галерее и получив  аудиогид, который выдается по желанию  за отдельную плату, мы оказались у своей цели: перед нами предстали полотна великого Айвазовского.   Помимо картин, вниманию зрителей  представлена интереснейшая информация, включающая не только биографию художника, отдельные эпизоды его жизни,  но и описание мотивов, подтолкнувших автора к  написанию  тех  или иных полотен.  На мой взгляд, особенного внимания заслуживает экспозиция,  расположенная на стендах второго  этажа галереи: здесь  можно прочесть  интереснейшую  “Летопись жизни и творчества И. К. Айвазовского” и увидеть предметы из обихода  и личного архива художника.

Очень любопытно  было слушать рассказ гида, к группе  которого я случайно  присоединилась.  Рассказ был посвящен личной жизни Ивана Константиновича,  его отношениям с четырьмя дочерьми  от первого брака, в который он вступил при весьма интересных обстоятельствах:

Айвазовский слыл завидным женихом. Летом 1848 года он был представлен весьма знатной даме, имевшей двух дочерей «на выданье». Следуя настоянию матери, девицы стали прилежно брать уроки рисования у именитого живописца. Вдова не скрывала радости, заметив, что учитель подолгу засиживается у них. И уже гадала – какой из ее дочерей он отдаст предпочтение. Каково же было ее разочарование, когда Айвазовский объявил о помолвке с их гувернанткой – Юлией Яковлевной Гревс” (http://noev-kovcheg.ru/mag/2011-05/2453.html#ixzz4Hyj65qnv).

Не вдаваясь в подробности биографии художника, скажу  лишь, что этот брак не стал  единственным в жизни великого художника. Анна Саркисова, урожденная  Бурназян, была встречена Айвазовским во время похоронной процессии, которая  преградила однажды путь его экипажу.  Вдова провожаемого в последний путь известного феодосийского купца  –  юная армянка Анна – и стала его  второй женой.

Она была почти  на 40 лет младше художника. Портрет  Анны, написанный художником  с огромной любовью,  благодарностью и признательностью,  представлен на выставке, как одно из бесценных полотен творчества Айвазовского.

Мое представление  об Иване  Айвазовском, как исключительно маринисте, развеялось.   В разные периоды своего творчества художник работал во многих жанрах.

Его кисти принадлежат полотна по  библейским мотивам и историческим темам. Таких картин в творчестве живописца много. В галерее представлены некоторые их них, например, “Хождение по воде” и “Всемирный потоп”.  Картина “Всемирный потоп” расположена в очень удобном месте – при переходе  с первого на второй этаж. Картина настолько насыщена персонажами, что разглядываешь долго, то отдаляясь, то приближаясь, и открываешь для себя все новые и новые   эмоции и чувства, боль и муки людей,  обреченных найти смерть в бурных потоках воды, но пытающихся спастись от жестокой стихии.

Или, например,  картина ” Ледяные горы в Антарктике “, которую  Айвазовский написал в честь 50-летия открытия Антарктиды русскими мореплавателями Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым. Это первое живописное полотно, изображающее полярные льды.  С адмиралом М.  П.  Лазаревым Айвазовского  связывала многолетняя служба.  Рассказы путешественников об Антарктике оставили неизгладимое впечатление в душе художника.

Возможно, в мире больше нет полотен, написанных на основе  множественных впечатлений и представлений, полученных  в устной форме. Удивительно, что полотно, написанное на основе устных рассказов путешественников, захватывает своей убедительностью, у зрителя не возникает сомнений, что художник всю эту ледяную красоту видел своими глазами… Картина написана в холодных  серо-голубых тонах и передает все величие и мощь ледяного панциря Земли.

В коллекции картин есть  зимние пейзажи, например, “Обоз”, рядом с которым чувствуешь морозный воздух и  отчетливо видишь выписанный аккуратными тонкими мазками иней на деревьях.  Невольно среди лета становишься незримым персонажем картины,  мороз и холод, солнце и свет, идущие от картины,  обволакивают зрителя и заставляют поеживаться, как в студеную зиму. Картина проникнута необычайным  холодным светом и, возможно, с морскими пейзажами ее роднит  искусный иней, непременно удавшийся  художнику, умеющего великолепно изображать  морскую пену и водяные брызги?

Не обошли устроители выставки и бытовой жанр творчества И. К. Айвазовского. Таковой является картина ” Восточная сцена. Кофейня у мечети Ортакей в Константинополе “.

Оценить Ивана Айвазовского как портретиста можно по портретам  Анны Бурназян,  брата художника Габриэла Айвазяна, сенатора Александра Ивановича Казначеева, ставшего крестным отцом Айвазовского-художника. Феодосийский градоначальник Александр Казначеев стал первым покровителем маленького  Ованеса: он подарил ему краски и бумагу, а также предложил учиться рисованию вместе со своими детьми у городского архитектора Коха.  К тому же Казначеев помог 13-летнему мальчику попасть в симферопольскую гимназию.

Картины, на которых мы видим батальные сцены, посвящены победам и боям русского флота, ведь Айвазовский был художником Главного морского штаба Российской империи.  В своих батальных полотнах он прославлял честь и мужество героев-моряков и славные традиции русского флота В его картинах нашли отражение практически все великие битвы русского флота.

Есть картина “Петр I при Красной горке зажигает костер для подачи сигналов флоту”,  посвященная Петру Первому – основателю российского флота.  На картине центральной является фигура Петра, отважно стоящего у полыхающего огнем костра,  подавая  сигналы  флотилии в бушующем море. А сквозь грозовые тяжелые тучи уже пробивается свет – тот самый свет надежды, который так умело изображает художник в каждом своем полотне.

Безукоризненное владение красками и кистью чувствуется во всех картинах, но внимание постоянно притягивает свет, исходящий от картин.  Айвазовский так умел воссоздать сражения, что на картинах отчетливо видишь, что рвутся  не только ядра и горят корабли,  создается впечатление, что пламенем объято  само море. Накал страстей и эмоций на картинах достигает апогея.

Свет в его картинах  проникает в самое сердце, он как луч надежды,  когда бушует его любимая стихия – море. Именно свет картин Айвазовского завораживает и манит, он как отражение позитивности и оптимизма самого Айвазовского, воплощение  мечты, надежды  и реальности…

А его неаполитанские пейзажи? Как ему удавалось передать красоту лунных и солнечных дорожек на восходе и закате?  Это не просто мастерство, это еще и внутренняя суть художника, его мироощущение и мировосприятие.

Особо хочу отметить, что Айвазовский первую известность получил в Италии. Во Флоренции он написал автопортрет для галереи Уффици.  Италия была безмерно  любима  художником, с особой страстью  он писал  неаполитанские заливы, лунные ночи на море, итальянских  красавиц и моряков.  Неаполитанских пейзажей на выставке представлено много, море на них изображено в разное время суток, восхищают лунные дорожки и игра света на воде. Море на них живое, согретое солнцем  или освещенное луной… То прилив, то отлив… Символично, что последняя выставка картин  художника прошла в Италии.

Айвазовский совершенствовал свое мастерство всю свою жизнь, но очень рано понял, что  писать море с натуры невозможно.  Море – живая и постоянно меняющаяся стихия, он бывал в разных поездках, на разных морях, делал какие-то наброски, рисовал эскизы, запечатлевающие то или иное состояние моря, а потом писал  картины, используя  собирательный образ своей любимой стихии. Морские пейзажи он писал без устали, марины  его всесезонны,  всевременны: есть закаты и восходы, есть море ночное, есть море бушующее, есть море перед бурей, есть штиль на море…

Кроме  картин. на выставке представлены предметы из личного архива художника, много документов, свидетельствующих  о благотворительных делах Айвазовского. Широта его души и сердца поражают.  Неизгладимое впечатление оставила “Летопись жизни и творчества И. К. Айвазовского”. Читая, понимаешь, насколько насыщенной событиями, путешествиями и поездками была жизнь художника.  Независимо от обстоятельств у него находилось время и возможности устраивать благотворительные выставки и мероприятия.

Айвазовский – первый русский художник,  устроивший персональную выставку своих картин и получивший французский орден почетного легиона.  Всех званий и регалий Айвазовского не перечесть. Академик, профессор Петербургской Академии художеств, действительный член Русского Географического общества, член Флорентийской академии художеств, почетный гражданин города Феодосии и многие-многие другие…

С помощью Айвазовского в городе построен водопровод с питьевой водой,  его стараниями построена железная дорога Джанкой-Феодосия… Неоднократные  персональные выставки художника  в России и Европе приносили  доходы, которые  он  направлял на помощь церквям и школам армянского народа.  Он помогал турецким армянам и армянским студентам Академии художеств,  помогал Красному Кресту и инвалидам Севастопольской битвы…

Иван Константинович Айвазовский  (Ованес Айвазян) прожил долгую, полную впечатлений и эмоций жизнь, был лично знаком  с императором, с выдающимися деятеля литературы и культуры России и зарубежья.

Благодаря Анне Бурназян, мы имеем возможность любоваться картинами мастера  и поныне.  Его шедевры “Девятый вал”, “Черное море”, “Волна”, “Радуга”, “Синопский бой” произвели потрясающее впечатление. Картина “Девятый вал” расположена в центре выставочного павильона и собирает огромное количество зрителей. Наблюдая за испытаниями, постигшими персонажей  картины “Девятый вал” , невольно испытываешь страх перед стихией, пытающейся захватить и уничтожить несчастное суденышко. Его швыряет и качает, люди измотаны и уставши, но сквозь водную пелену и брызги пробивается солнце, неся веру и надежду на спасение…

Первой картиной, которая сразу отозвалась восхищением в моем сердце, стала “Радуга”. Она  насыщена светом и написана в радужных розово-желтых тонах.  Бушует море, тонет фрегат, пытаются спастись люди…  Но у природы свои законы – раздвинулись  тучи, проглянуло солнце, и тысячи мельчайших брызг окрасились во все цвета радуги…

“Черное море”(“На черном море начинает разыгрываться буря”) как бы накатывает на тебя свои темные,  тяжелые волны. Море  живое, в картине чувствуется экспрессия и движение, вот-вот – и на море начнется шторм…  Самое светлое место на картине – линия горизонта. Там, за горизонтом –  свет, там спасение,  там начнут рассеиваться тучи…

За всю свою жизнь Айвазовский посетил более ста стран и везде писал картины, грандиозные по размеру и значимости. Конечно, размер картины имеет значение для художественного восприятия зрителем,  но даже самые  миниатюрные пейзажи не оставляют  человека равнодушным.  К 50-летию своей творческой деятельности Айвазовский приготовил “десерт” для своих гостей.  Он  написал огромное количество миниатюр, вставил в  специально изготовленную рамку со своим  изображением и подарил каждому гостю. Вот такой он был выдумщик и эстет.

Семейный дом Айвазовских стал Феодосийским музеем  его имени. Имеющиеся там картины служат эталоном для экспертов, устанавливающих подлинность  принадлежности  той или иной картины кисти величайшего “поэта моря”.

Считается, что за 50 с лишним  творческих лет  гениальный художник написал более шести тысяч  полотен. На выставке представлено порядка 150 картин – совсем небольшая часть творчества художника, однако и эти картины дают представление зрителю о таланте художника,  о романтизме  его души и мироощущении.

Как я уже обращала внимание,  огромное впечатление в живописи Айвазовского производит  свет. Уникальное чувство света делает картины Айвазовского  шедеврами. Какими бы печальными ни были сюжеты его картин – водная гладь, буря на море, стихия, морские сражения и баталии, – всегда можно увидеть  свет, светлые краски, воплощающие  надежду  человека  на спасение.

Его мазки тонки, изящны и профессиональны.   Думаю, не  сразу Айвазовский научился писать  “живое” море. Морская пена, брызги волн,  разбивающихся о скалы или корму корабля, выглядят на его  маринах  правдиво и достоверно. Тихая водная гладь  его картин навевает спокойствие и вселяет мир и уют, некий романтизм и гармонию  в душу  человека.

Остается лишь добавить, что пейзажи лучшего  в мире мариниста  сделали его имя  воистину бессмертным. “Родившись смертным, оставил по себе бессмертную память”, – именно такая надпись на армянском языке выгравирована на могиле в Феодосии, где художник покоится вместе с женой,  благодаря усилиям которой  бессмертное наследие  выдающегося мариниста всех времен и  народов дошло до наших дней.

Еще по теме:

АртиШок в шоколаде в барабинском музее

1 комментарий. Оставить новый

  • Наиля Биктагирова
    08.11.2016 21:35

    Замечательная выставка И.К.Айвазовского заканчивается в конце ноября 2016г. в Москве. Всем, кто имеет малейшую возможность посетить – очень рекомендую. Правда электронных билетов уже нет. Следующей прибудет выставка картин из музеев Ватикана. Ждем-с!

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.

Читайте также