«Море — моя жизнь.
Проживи я еще триста лет —
всегда нашел бы в море нечто новое»
И. К. Айвазовский
Нашумевшая прошлой зимой выставка картин Ильи Репина вызвала во мне чувство небольшой грусти — стоять в очереди в мороз меня как-то не прельстило. И вот летом Государственная Третьяковская Галерея устраивает следующую масштабную экспозицию одного художника. Выставка приурочена к 200-летию со дня рождения «всемирно известного русского художника-монументалиста, баталиста, коллекционера и мецената И. К. Айвазовского».
Это известие сразу заинтересовало многих любителей живописи, в том числе и меня. К чести наших галеристов, организована выставка в этот раз наилучшим образом. Можно приобрести электронные билеты на официальном сайте Третьяковской галереи или непосредственно по месту проведения выставки — в Центральном доме художника на Крымском Валу.
Приобретя без труда билеты на сайте (для пенсионеров и инвалидов имеются скидки) на понравившийся мне день и час, я с нетерпением и внутренним волнением ждала эту дату. В московских новостях прошел сюжет, что и с электронными билетами надо выстоять очередь на вход, от этого и присутствовало внутренние напряжение — стояла очень солнечная и жаркая погода.
К счастью, ничего подобного не произошло. Несмотря на воскресный день, очередь в кассу была не самая длинная, вход с электронными билетами организован совершенно отдельно, никакой толчеи, сутолоки и неудобств не случилось. Впрочем, то же самое наблюдалось и в другой день, когда я посещала выставку во второй раз, поскольку хотелось некоторые моменты творчества художника рассмотреть повнимательнее…
Не спеша поднявшись к галерее и получив аудиогид, который выдается по желанию за отдельную плату, мы оказались у своей цели: перед нами предстали полотна великого Айвазовского. Помимо картин, вниманию зрителей представлена интереснейшая информация, включающая не только биографию художника, отдельные эпизоды его жизни, но и описание мотивов, подтолкнувших автора к написанию тех или иных полотен. На мой взгляд, особенного внимания заслуживает экспозиция, расположенная на стендах второго этажа галереи: здесь можно прочесть интереснейшую «Летопись жизни и творчества И. К. Айвазовского» и увидеть предметы из обихода и личного архива художника.
Очень любопытно было слушать рассказ гида, к группе которого я случайно присоединилась. Рассказ был посвящен личной жизни Ивана Константиновича, его отношениям с четырьмя дочерьми от первого брака, в который он вступил при весьма интересных обстоятельствах:
» Айвазовский слыл завидным женихом. Летом 1848 года он был представлен весьма знатной даме, имевшей двух дочерей «на выданье». Следуя настоянию матери, девицы стали прилежно брать уроки рисования у именитого живописца. Вдова не скрывала радости, заметив, что учитель подолгу засиживается у них. И уже гадала – какой из ее дочерей он отдаст предпочтение. Каково же было ее разочарование, когда Айвазовский объявил о помолвке с их гувернанткой – Юлией Яковлевной Гревс» (http://noev-kovcheg.ru/mag/2011-05/2453.html#ixzz4Hyj65qnv).
Не вдаваясь в подробности биографии художника, скажу лишь, что этот брак не стал единственным в жизни великого художника. Анна Саркисова, урожденная Бурназян, была встречена Айвазовским во время похоронной процессии, которая преградила однажды путь его экипажу. Вдова провожаемого в последний путь известного феодосийского купца — юная армянка Анна — и стала его второй женой.
Она была почти на 40 лет младше художника. Портрет Анны, написанный художником с огромной любовью, благодарностью и признательностью, представлен на выставке, как одно из бесценных полотен творчества Айвазовского.
Мое представление об Иване Айвазовском, как исключительно маринисте, развеялось. В разные периоды своего творчества художник работал во многих жанрах.
Его кисти принадлежат полотна по библейским мотивам и историческим темам. Таких картин в творчестве живописца много. В галерее представлены некоторые их них, например, «Хождение по воде» и «Всемирный потоп». Картина «Всемирный потоп» расположена в очень удобном месте — при переходе с первого на второй этаж. Картина настолько насыщена персонажами, что разглядываешь долго, то отдаляясь, то приближаясь, и открываешь для себя все новые и новые эмоции и чувства, боль и муки людей, обреченных найти смерть в бурных потоках воды, но пытающихся спастись от жестокой стихии.
Или, например, картина » Ледяные горы в Антарктике «, которую Айвазовский написал в честь 50-летия открытия Антарктиды русскими мореплавателями Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым. Это первое живописное полотно, изображающее полярные льды. С адмиралом М. П. Лазаревым Айвазовского связывала многолетняя служба. Рассказы путешественников об Антарктике оставили неизгладимое впечатление в душе художника.
Возможно, в мире больше нет полотен, написанных на основе множественных впечатлений и представлений, полученных в устной форме. Удивительно, что полотно, написанное на основе устных рассказов путешественников, захватывает своей убедительностью, у зрителя не возникает сомнений, что художник всю эту ледяную красоту видел своими глазами… Картина написана в холодных серо-голубых тонах и передает все величие и мощь ледяного панциря Земли.
В коллекции картин есть зимние пейзажи, например, «Обоз», рядом с которым чувствуешь морозный воздух и отчетливо видишь выписанный аккуратными тонкими мазками иней на деревьях. Невольно среди лета становишься незримым персонажем картины, мороз и холод, солнце и свет, идущие от картины, обволакивают зрителя и заставляют поеживаться, как в студеную зиму. Картина проникнута необычайным холодным светом и, возможно, с морскими пейзажами ее роднит искусный иней, непременно удавшийся художнику, умеющего великолепно изображать морскую пену и водяные брызги?
Не обошли устроители выставки и бытовой жанр творчества И. К. Айвазовского. Таковой является картина » Восточная сцена. Кофейня у мечети Ортакей в Константинополе «.
Оценить Ивана Айвазовского как портретиста можно по портретам Анны Бурназян, брата художника Габриэла Айвазяна, сенатора Александра Ивановича Казначеева, ставшего крестным отцом Айвазовского-художника. Феодосийский градоначальник Александр Казначеев стал первым покровителем маленького Ованеса: он подарил ему краски и бумагу, а также предложил учиться рисованию вместе со своими детьми у городского архитектора Коха. К тому же Казначеев помог 13-летнему мальчику попасть в симферопольскую гимназию.
Картины, на которых мы видим батальные сцены, посвящены победам и боям русского флота, ведь Айвазовский был художником Главного морского штаба Российской империи. В своих батальных полотнах он прославлял честь и мужество героев-моряков и славные традиции русского флота В его картинах нашли отражение практически все великие битвы русского флота.
Есть картина «Петр I при Красной горке зажигает костер для подачи сигналов флоту», посвященная Петру Первому — основателю российского флота. На картине центральной является фигура Петра, отважно стоящего у полыхающего огнем костра, подавая сигналы флотилии в бушующем море. А сквозь грозовые тяжелые тучи уже пробивается свет — тот самый свет надежды, который так умело изображает художник в каждом своем полотне.
Безукоризненное владение красками и кистью чувствуется во всех картинах, но внимание постоянно притягивает свет, исходящий от картин. Айвазовский так умел воссоздать сражения, что на картинах отчетливо видишь, что рвутся не только ядра и горят корабли, создается впечатление, что пламенем объято само море. Накал страстей и эмоций на картинах достигает апогея.
Свет в его картинах проникает в самое сердце, он как луч надежды, когда бушует его любимая стихия — море. Именно свет картин Айвазовского завораживает и манит, он как отражение позитивности и оптимизма самого Айвазовского, воплощение мечты, надежды и реальности…
А его неаполитанские пейзажи? Как ему удавалось передать красоту лунных и солнечных дорожек на восходе и закате? Это не просто мастерство, это еще и внутренняя суть художника, его мироощущение и мировосприятие.
Особо хочу отметить, что Айвазовский первую известность получил в Италии. Во Флоренции он написал автопортрет для галереи Уффици. Италия была безмерно любима художником, с особой страстью он писал неаполитанские заливы, лунные ночи на море, итальянских красавиц и моряков. Неаполитанских пейзажей на выставке представлено много, море на них изображено в разное время суток, восхищают лунные дорожки и игра света на воде. Море на них живое, согретое солнцем или освещенное луной… То прилив, то отлив… Символично, что последняя выставка картин художника прошла в Италии.
Айвазовский совершенствовал свое мастерство всю свою жизнь, но очень рано понял, что писать море с натуры невозможно. Море — живая и постоянно меняющаяся стихия, он бывал в разных поездках, на разных морях, делал какие-то наброски, рисовал эскизы, запечатлевающие то или иное состояние моря, а потом писал картины, используя собирательный образ своей любимой стихии. Морские пейзажи он писал без устали, марины его всесезонны, всевременны: есть закаты и восходы, есть море ночное, есть море бушующее, есть море перед бурей, есть штиль на море…
Кроме картин. на выставке представлены предметы из личного архива художника, много документов, свидетельствующих о благотворительных делах Айвазовского. Широта его души и сердца поражают. Неизгладимое впечатление оставила «Летопись жизни и творчества И. К. Айвазовского». Читая, понимаешь, насколько насыщенной событиями, путешествиями и поездками была жизнь художника. Независимо от обстоятельств у него находилось время и возможности устраивать благотворительные выставки и мероприятия.
Айвазовский — первый русский художник, устроивший персональную выставку своих картин и получивший французский орден почетного легиона. Всех званий и регалий Айвазовского не перечесть. Академик, профессор Петербургской Академии художеств, действительный член Русского Географического общества, член Флорентийской академии художеств, почетный гражданин города Феодосии и многие-многие другие…
С помощью Айвазовского в городе построен водопровод с питьевой водой, его стараниями построена железная дорога Джанкой-Феодосия… Неоднократные персональные выставки художника в России и Европе приносили доходы, которые он направлял на помощь церквям и школам армянского народа. Он помогал турецким армянам и армянским студентам Академии художеств, помогал Красному Кресту и инвалидам Севастопольской битвы…
Иван Константинович Айвазовский (Ованес Айвазян) прожил долгую, полную впечатлений и эмоций жизнь, был лично знаком с императором, с выдающимися деятеля литературы и культуры России и зарубежья.
Благодаря Анне Бурназян, мы имеем возможность любоваться картинами мастера и поныне. Его шедевры «Девятый вал», «Черное море», «Волна», «Радуга», «Синопский бой» произвели потрясающее впечатление. Картина «Девятый вал» расположена в центре выставочного павильона и собирает огромное количество зрителей. Наблюдая за испытаниями, постигшими персонажей картины «Девятый вал» , невольно испытываешь страх перед стихией, пытающейся захватить и уничтожить несчастное суденышко. Его швыряет и качает, люди измотаны и уставши, но сквозь водную пелену и брызги пробивается солнце, неся веру и надежду на спасение…
Первой картиной, которая сразу отозвалась восхищением в моем сердце, стала «Радуга». Она насыщена светом и написана в радужных розово-желтых тонах. Бушует море, тонет фрегат, пытаются спастись люди… Но у природы свои законы — раздвинулись тучи, проглянуло солнце, и тысячи мельчайших брызг окрасились во все цвета радуги…
«Черное море»(«На черном море начинает разыгрываться буря») как бы накатывает на тебя свои темные, тяжелые волны. Море живое, в картине чувствуется экспрессия и движение, вот-вот — и на море начнется шторм… Самое светлое место на картине — линия горизонта. Там, за горизонтом — свет, там спасение, там начнут рассеиваться тучи…
За всю свою жизнь Айвазовский посетил более ста стран и везде писал картины, грандиозные по размеру и значимости. Конечно, размер картины имеет значение для художественного восприятия зрителем, но даже самые миниатюрные пейзажи не оставляют человека равнодушным. К 50-летию своей творческой деятельности Айвазовский приготовил «десерт» для своих гостей. Он написал огромное количество миниатюр, вставил в специально изготовленную рамку со своим изображением и подарил каждому гостю. Вот такой он был выдумщик и эстет.
Семейный дом Айвазовских стал Феодосийским музеем его имени. Имеющиеся там картины служат эталоном для экспертов, устанавливающих подлинность принадлежности той или иной картины кисти величайшего «поэта моря».
Считается, что за 50 с лишним творческих лет гениальный художник написал более шести тысяч полотен. На выставке представлено порядка 150 картин — совсем небольшая часть творчества художника, однако и эти картины дают представление зрителю о таланте художника, о романтизме его души и мироощущении.
Как я уже обращала внимание, огромное впечатление в живописи Айвазовского производит свет. Уникальное чувство света делает картины Айвазовского шедеврами. Какими бы печальными ни были сюжеты его картин — водная гладь, буря на море, стихия, морские сражения и баталии, — всегда можно увидеть свет, светлые краски, воплощающие надежду человека на спасение.
Его мазки тонки, изящны и профессиональны. Думаю, не сразу Айвазовский научился писать «живое» море. Морская пена, брызги волн, разбивающихся о скалы или корму корабля, выглядят на его маринах правдиво и достоверно. Тихая водная гладь его картин навевает спокойствие и вселяет мир и уют, некий романтизм и гармонию в душу человека.
Остается лишь добавить, что пейзажи лучшего в мире мариниста сделали его имя воистину бессмертным. «Родившись смертным, оставил по себе бессмертную память», — именно такая надпись на армянском языке выгравирована на могиле в Феодосии, где художник покоится вместе с женой, благодаря усилиям которой бессмертное наследие выдающегося мариниста всех времен и народов дошло до наших дней.
Еще по теме:
1 комментарий. Оставить новый
Замечательная выставка И.К.Айвазовского заканчивается в конце ноября 2016г. в Москве. Всем, кто имеет малейшую возможность посетить — очень рекомендую. Правда электронных билетов уже нет. Следующей прибудет выставка картин из музеев Ватикана. Ждем-с!