Надежда Шелепанова: звучание инструмента влечет людей фото

Надежда Шелепанова родом из Татарска. В Барабинске осталась после учебы и замужества. Еще в детстве посещала две школы — общеобразовательную и музыкальную, которая была на первом этаже дома, где жила Надежда. Учиться начинала на двух инструментах — баяне и домре. Очень увлекла и заинтересовала преподаватель класса домры, и к баяну интерес угас.

Сегодня она уже преподает в музыкальной школе Барабинска. Главное для Надежды как преподавателя — чувство ритма. Считает, что ребенка и с небольшими способностями можно обучить музыке, если приложить к этому усилия и подключить родительскую поддержку. Домра, по мнению Надежды Шелепановой, мало пропагандируется телевидением, поэтому не так востребована, как, например, фортепиано.

— О чем вы думаете перед занятиями, как настраиваете себя на них?
— Это зависит от того, какой ребенок приходит ко мне. Дети разные – младшие классы, средние, старшие. Когда приходит ребенок, я понимаю, из какого он класса и тогда настраиваюсь на конкретные задачи. Сейчас у меня все мысли о том, как бы хорошо подготовить детей к международному фестивалю-конкурсу «Поиграем-2015», чтобы они там хорошо выступили и стали лауреатами.

— Что в вашей жизни было первичным – желание работать с детьми или желание быть ближе к музыке?
— У меня не было изначального желания с детьми работать. В уже осознанном возрасте, в шестом классе, пошла в музыкальную школу. В итоге заканчивала параллельно и музыкальную, и общеобразовательную школы. И меня безумно привлекала домра, сам инструмент. Мне очень нравился мой педагог. Я была в нее просто влюблена – такая модница, красавица. И я всегда на занятиях ею любовалась. Как-то она мне сказала, что у меня неплохо получается заниматься. Предложила попробовать связать свою жизнь с музыкой. Я пришла домой и спросила у мамы – может, пойти в музыкальное училище, быть учителем музыки? Мама одобрила мой выбор, и я целенаправленно занималась, зная, что пойду в музыкальное училище.

— Почему именно домре отдали предпочтение?
— На момент поступления в музыкальную школу я даже об этом не задумывалась. Меня просто привела мама. Она хотела, чтобы я получила такое образование. Тем более, к нам приехала новый педагог по классу домры и набирала группу. Я уверена, что все зависит от педагога, насколько он может увлечь ребенка, заинтересовать. Вот меня новому педагогу удалось увлечь, и все – я забросила баян.

— Когда произошла ваша первая победа как музыканта?
— Наверное, моей первой победой было окончание музыкальной школы с одними пятерками. В то время, когда все девчонки уже дружили, занимались танцами, ходили на дискотеки, мне было некогда. Я училась в двух школах, занималась лыжами, времени на развлечения не оставалось. И победа моя была – это окончание класса домры с красной корочкой. Я была такая счастливая, что одолела две школы.

— А вообще – инструмент выбирает человека или человек инструмент?
— Наверное, все-таки человек выбирает инструмент. Бывает так, что ребенка отдали на один инструмент, и он занимается. А я поначалу занималась на двух – у меня был выбор. Может быть, не познав домры, я так бы и осталась на баяне. Мама не позволила бы мне бросить все на полпути. У нас было заведено так, что все нужно доделывать до конца. Главное было, чтобы я занималась, остальное не так важно. И окончательный выбор пал на домру. Вообще, именно звучание инструмента влечет людей. Нужно просто послушать звук. Так и происходит выбор.

— Когда к вам приходит школьник-новичок, как вы оцениваете его способности к музыке?
— Для меня важно, в первую очередь, чувство ритма. Есть такой метод. Когда ребенок поступает, то ему дается задание – повторить определенный ритм, который задает преподаватель. Он должен его очень точно воспроизвести. Важен еще, конечно же, и слух. Пение лично для меня не так важно, хоть это тоже играет определенную роль в обучении. Я проверяю ритм, слух, и мы начинаем заниматься. И уже в пределах первой четверти я понимаю, есть способности у ребенка или нет. Здесь еще нужно учитывать то, что способности бывают физические, а бывает так, что ребенок берет трудом, усидчивостью.

— Чем отличаются ваши ученики от тех, кто занимается на других инструментах?
— Не знаю, чем они могут отличаться. В каждом классе есть дети способные, есть менее способные. Игра на инструменте – это ведь сугубо индивидуальное занятие. Ребенка можно научить и при небольших способностях, если системно заниматься, если есть хороший контроль со стороны родителей, хорошая домашняя подготовка. Результат будет в любом случае. Поэтому сложно сказать, чем отличаются дети, которые у меня занимаются. В каждом классе дети разные.

— Насколько сегодня востребована домра?
— Инструмент достаточно редкий, непопулярный. Тем не менее, в Барабинске о нем знают, так как у нас идет большая концертная деятельность. Мы очень часто участвуем в концертах, принимаем участие в городских и районных мероприятиях. Ходим по школам, по детским садам. Лично я не испытываю нехватки детей в своем классе. У меня в классе 18 человек. Есть и малыши, и средние классы, и старшие. Все это, я считаю, за счет активной концертной деятельности.

— Почему все-таки домра не так востребована, как, например, фортепиано?
— Просто фортепиано – более популярный инструмент, вот и все. Домра мало известна, мало пропагандируется телевидением. Включить телеканал «Культура» — это фортепиано, скрипка. Домра – в исключительных случаях. Это все тоже играет большую роль.

— Какие изменения внесла в вашу жизнь профессия, какую пользу вы извлекаете из нее?
— Я своей дочери дала музыкальное образование. Она у меня в свое время училась. Мы с ней очень любим ходить в оперный театр. Когда я приезжаю в Новосибирск, мы идем с ней на оперу или балет. Я свою дочь, так скажем, приучила к этому. Очень любим балет, пересмотрели все постановки, которые можно было увидеть. Поэтому профессия моя сказалась на моей семье – я воспитала тем самым любовь дочери к музыке.

— А семья у вас музыкальная? Какие увлечения у ваших членов семьи?
— Семья у меня небольшая – муж, дочь и я. Сейчас появилась внучка. Раньше дома мы могли только с дочерью музицировать. Муж очень далек от музыки, она ему не интересна. Он спортсмен, работает на стадионе. А увлекался конькобежным спортом. Интересы наши совершенно разные. В музыкальном плане у нас единение только с дочерью. А это потому, что я дала ей музыкальное образование. Хоть она и закончила только музыкальную школу, дальше не пошла. Она по складу математик. Но, тем не менее, она очень любит музыку.

— Можно ли назвать Барабинск музыкальным городом?
— Я считаю, что можно. Глава Барабинского района Сергей Яцун как-то был на нашем концерте. Он сказал, что музыкальная школа – это одно из самых действующих учреждений дополнительного образования, где работа ведется на сто процентов. Я тоже считаю, что школа у нас достаточно крепкая. Дети постоянно принимают участие в разных конкурсах, ездят и за границу. Активная работа ведется в барабинском филиале Новосибирского колледжа культуры и искусств. И я бы сказала, что город музыкальный.

— Что вам нравится в Барабинске? Что бы вам хотелось в нем изменить?
— Мне все нравится. Я здесь уже столько лет прожила. Хоть и родина моя – это Татарск. Я там выросла и школу закончила. А здесь живу с самой молодости, как вышла замуж. И мне здесь уже нравится буквально все. Тем более, когда отстроили новую школу — это светлые просторные помещения, евроремонт… Работать одно удовольствие. Наверное, единственное, что не нравится – это вода. Не могу привыкнуть к ней, вода очень плохая. В Татарске с этим проблем нет. Там не нужно начищать ванны, бокалы, чайники. Там не знают таких проблем.

— Вы хотели бы, чтобы ваши дочь и внуки остались жить в Барабинске?
— Да, я бы, конечно, хотела. Дочка живет в Новосибирске. Может приезжать сюда и на месяц, на два. Ей здесь тоже нравится. Родной город она не забывает.

— Любите ли вы путешествовать? Где бы хотели побывать?
— Люблю, но не всегда позволяет финансовая возможность часто путешествовать. Я отдыхала и в Турции, и на море ездила, в Сочи была. Моя мечта – съездить в Европу. Наверное, в Париже больше всего хочу побывать.

— Какая у вас в жизни главная мечта?
— На конкурс какой-нибудь свозить детей хочу, на международный и престижный. Есть у меня сейчас талантливый ученик. Мы принимали участие в конкурсах и в Новосибирске, и в области. А за границу ни разу не ездили. Что касается семьи, то хочется внучку выучить, дать хорошее образование. Хочу, чтобы она тоже занималась музыкой и росла образованным ребенком.

Какой инструмент больше привлекает вас?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.

Читайте также