Часто ли вы задумывались над тем, что быть воспитателем в детском саду – это тяжкий труд? Работать с детьми, жить с ними, сопереживать их трудностям и радостям, радоваться их достижениям, обучать, помогать – и не одному-двум детям, а двум десяткам каждый день – под силу не каждому.
Жительница Куйбышева Ольга Орда – одна из тех, кого можно назвать воспитателем в прямом смысле этого многогранного слова.
– Ольга Владимировна, расскажите, как пришли в профессию, почему решили стать воспитателем.
– О профессии воспитателя я задумывалась еще в детстве, моя мама работала воспитателем в детском доме. Я часто приходила к ней на работу и «водилась» с ребятишками. На вопрос: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» я всегда отвечала: воспитателем. Поэтому, не задумываясь, выбрала педагогический институт, факультет психологии. Практику проходила в летнем лагере.
Наверное, именно тогда пришло твердое осознание, что педагогика – мое призвание. Я ощутила в себе внутреннюю уверенность, что у меня все получится. Больше всего мне нравилось работать с маленькими детьми.
После окончания КФ НГПУ в 2012 году начала искать работу именно в детских садах. И вот «Родничок» открыл для меня свои двери. Прекрасный коллектив, чуткие руководители. Я рада, что работаю именно здесь.
– Бывает, что родителям трудно справиться с одним ребенком. А Вы управляетесь с целой группой. В чем секрет?
– Здесь нет секрета. Ребенок в дошкольном учреждении проводит в среднем девять часов в день — это значительно больше, чем дома. В детском саду жизнь детей организована так, что каждая минута занята какими-то интересными делами, совместными и самостоятельными играми, познанием нового, общением со сверстниками и воспитателями. Здесь нет времени для скуки или праздного времяпровождения, когда ребенок не знает, чем себя занять.
Немаловажную роль играет и соблюдение режима дня. Я считаю, что если ты научишься организовывать время одного ребенка, то количество детей не имеет значения.
Я сама мама, и мне порой тоже трудно справляться со своими детьми. На работе – все по-другому.
Когда я пришла работать в детский сад, меня направили в подготовительную группу. Я – молодая и неопытная. Было трудно. Но мне очень повезло с напарницей, которая стала моим наставником. Это Недик Любовь Ивановна. Я многому у нее научилась.
Важно установить с детьми контакт, доверительные отношения. Сегодня мы не стремимся передать ребенку знания, умения, навыки. Наша задача — поддержать детскую инициативу, стимулировать творчество, фантазию, воображение. Увидеть и развить талант в каждом ребенке.
– Сейчас есть много программ, методик, инновационных подходов к воспитанию ребенка. А какие из них ближе Вам?
– Мы работает в соответствии с ФГОС. Я не могу сказать, что какая- то программа, методика мне нравится больше. В своей работе я опираюсь на различные программы и методики. Главное, чтобы они максимально соответствовали цели развития личности.
– Современный воспитатель – он какой?
– Он должен уметь легко переключаться на новое, работать над собой, постоянно совершенствовать своё мастерство, осваивать инновационные технологии. Только тогда он сможет «говорить на одном языке» с детьми, быть понятым, соответствовать духу времени.
Это человек коммуникабельный, доброжелательный, честный, отзывчивый, владеющий ИКТ. Воспитатель должен любить детей. Помимо владения педагогикой и методикой дошкольного образования, он должен обладать знаниями психолога, дефектолога, логопеда. Это требование нашего времени.
– Расскажите о своей деятельности в роли руководителя краеведческого музея дошкольного учреждения.
– Я и моя напарница Любовь Недик являемся руководителями музейного уголка. Его в «Родничке» организовала в 1998 году Мичкова Валентина Егоровна. На базе музея мы проводим кружок «Мой край родной». Возраст детей, посещающих кружок, – от 4 до 7 лет (дети средних, старших, подготовительных к школе групп). Встречи проходят 2 раза в неделю. Их длительность – от 20 до 30 минут, в зависимости от возрастных особенностей детей.
Ребятишки очень любят приходить в музей. На занятиях кружка уделяем внимание подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей, гостей и детей младшего дошкольного возраста.
В рамках районного смотра-конкурса в 2014 году наш музейный уголок занял первое место, а в 2016 году получил звание «Лучший музей среди ОУ».
– Современному дошкольнику некогда отдыхать. Детский сад, кружки. А как можно снять стресс после «трудового» дня ребенку?
– Существует ошибочное мнение, что стрессу подвластны только взрослые. Это не так. У ребенка тоже достаточно причин для стресса. После трудового дня ребенку просто необходимо побыть с мамой, необходим тактильный контакт.
Вечером следует не нагружать ребенка – спокойные игры, прогулка. Для снятия стресса ребенку вполне подойдут игры с сыпучими и липкими материалами — такими, как песок, манка, горох, рис, пшено, глина, соленое тесто.
Рисование — также один из лучших способов борьбы со стрессом. Но самое главное, на мой взгляд, средство борьбы со стрессом для ребенка — это внимание, забота, любовь и тепло родных.
– Гаджеты прочно входят в нашу жизнь. Пользы от смартфона и планшета для ребенка больше, чем вреда? Нужно ли приучать детей в садовском возрасте пользоваться электронной техникой?
– Конечно, вреда больше, чем пользы. Я против того, чтобы дети часами проводили за компьютером. У многих детей уже ухудшается зрение, а еще психика. Конечно, ребенок должен знать, что такое компьютер, но во всем должна быть мера.
– Что для Вас важно в общении с людьми?
– Для меня важно, когда собеседник меня слушает, а не делает вид. Слушает и понимает.
– Какие у Вас хобби?
– Я не могу сказать, что я чем – то увлечена особенно. Люблю рисовать, люблю делать с детьми разные поделки.
-Если бы Вы поймали золотую рыбку, какие бы 3 желания загадали?
– Самое главное – чтобы родные были здоровы и счастливы. Еще я хочу, чтобы у моих детей было стабильное и светлое будущее. Это второе желание. И если можно будет попросить рыбку еще о чем-нибудь, я попрошу мира на земле.
– Какой бы самый ценный совет Вы дали студентам – будущим воспитателям?
– Учиться находить общий язык с детьми, родителями и коллегами. Быть ответственными, исполнительными.
– Что Вас в жизни больше всего раздражает и что, наоборот, приносит удовольствие?
– Раздражает безответственность и непонимание. Удовольствие – когда воспитанники проявляют интерес, хотят узнать что-то новое…
– Расскажите о своей семье. Как родные относятся к вашей работе?
– Мои родные всегда меня поддерживают и считают, что я сделала верный выбор своей профессии. Я – счастливая мама, жена. У меня есть любимый и любящий муж, есть детки – доченька и сыночек. Они всегда и во всем мне помогают.
– Любите ли Вы иногда уединиться и отдохнуть дома после работы или такой возможности нет?
– Нет, я не люблю находиться одна, даже если я очень устала. Я отдыхаю тогда, когда моя семья со мной.
– Вы какую кухню предпочитаете? Готовите одна или Вам помогают родные?
– Я предпочитаю русскую кухню. Готовлю одна, но если мне нужна помощь, то мне обязательно и дети, и муж помогут.
– Как Вы проводите праздники?
– Праздники любим проводить большой компанией наших родственников и друзей. Но есть и семейные праздники, которые отмечаем только с мужем и детьми.
– Чего бы Вы хотели от будущего?
– Стабильности и уверенности в завтрашнем дне.
– Что Вы можете пожелать родителям?
– Находить время на общения с детьми, уделять им больше внимания. Уважительно относиться к профессии воспитателя и сохранить в памяти много ярких моментов из жизни своих детей.
Еще по теме: