Лев Толстой говорил: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».
Сегодня мы беседуем с одним из таких учителей, обладателем звания «Почетный работник общего образования», учителем высшей категории, географом школы-интерната №18 ОАО «РЖД» города Барабинска Светланой Бессоновой.
– Светлана Алексеевна, давайте начнем с небольшого экскурса в ваше детство. Как проходили ваши школьные годы?
– Жила и училась я в Сизево Барабинского района. В славном большом селе, где изначально жили зажиточные крестьяне с крепкими и большими семьями, в которых все любили свою землю и труд. В семье прадеда было пять дочерей, на плечах которых держалось сильное хозяйство: была и своя борона, и плуг, и косилка… Поэтому и мы, родившись уже в советское время, с детства были приучены к труду.
У нас была хорошая школа, и директора, и учителя были сказочные. В старших классах я была комсоргом и активно занималась общественной работой. Мы часто приезжали в Барабинск на различные мероприятия. В то время мы очень хотели быть октябрятами, пионерами, комсомольцами. Мы мечтали об этом и к этому стремились.
– Когда вы поняли, что хотите стать учителем?
– Своей профессией я обязана прекрасному педагогу – Голубь (Шульгиной) Валентине Степановне, которая и сейчас жива и здравствует. Она приехала к нам девушкой после окончания педагогического училища и преподавала русский язык и литературу. Я тогда училась в шестом классе. Мы все были в нее влюблены. Естественно, и выбор профессии был обусловлен именно этим ярким примером педагогического мастерства. Окончив 8 классов, я поступила в куйбышевское педучилище на школьное отделение.
– А почему география, если любимая учительница вела русский язык и литературу?
– Это, наверное, учительская судьба. Я приехала по распределению в село Казанцево Барабинского района. И в первый же год получилось так, что заболел завуч школы, а он географ. И я начала его замещать. Географию я тоже любила. У нас этот предмет вел Павел Петрович Потапов. Стала замещать и сразу поступила в НГПИ на географический факультет. С тех пор всю жизнь у меня география – любимый предмет. Надеюсь, и у моих учеников тоже.
– Бывали сомнения, что выбрали не ту профессию? Не пожалели, что пошли по этому пути?
– Мы советской закалки. У нас всегда все было стабильно, размеренно: учебный год, запланированный отпуск… Была активная, полная интересных событий жизнь. И жалеть о чем-то не было повода.
И в сегодняшней жизни мне повезло. Наша железнодорожная школа-интернат продолжает традиции классической школы, но и идет в ногу со временем в обучении и воспитании подрастающего поколения. У нас очень активно работают с одаренными детьми. Ребята пишут исследовательские работы. Мы ездим по разным городам, у школьников есть возможность общаться в социуме международного уровня.
– Я прихожу к выводу, что вам повезло со школой.
– У нас замечательная школа, а ребятишки какие у нас умницы, а какие у нас выпускники… Они трудяги. Ребята, которые вышли из этой школы, понимают, что железная дорога – это, прежде всего, труд и дисциплина. А мальчишки нам рассказывают о том, как легко им служить в армии. Они самостоятельные, и поэтому их жизнь в социуме складывается легко.
– Каков ваш идеал современного ученика?
– Конечно, всем нам нравятся отличники, которые стараются прилежно учиться. И ещё мне нравятся подвижные дети, с живым умом, которые, может быть, не так успешны в учебе, но они умеют общаться, быть внимательными к другим людям. Они поговорят с учителем, спросят, чем помочь. Ребята открыты в общении, поэтому у них все хорошо получается.
– О чем вы думаете, когда идете утром в школу?
– Куда бы я ни шла, и с кем бы ни встретилась по дороге, все мысли и разговоры приходят к одной теме – о школе. Наверное, как у водителей – о машинах, так у нас – о школе. Даже когда отдыхаем с коллегами на природе, все разговоры – о работе. Наверное, потому что школа для нас – это наша жизнь.
– Волнуетесь ли вы перед встречей с классом?
– С опытом появилась уверенность в знаниях, поэтому стало спокойней. Я могу обо всем рассказать и с ходу ответить на любой вопрос. Но волнение не ушло. Мне кажется, оно всегда присутствует.
– Какими, на ваш взгляд, должны быть отношения между учителем и учениками?
– В отношениях с учениками есть очень тонкая грань. Каждому нужен индивидуальный подход. Нужно чувствовать ученика. Если ребенок старательный, то на него не надо давить, он и так все понимает. А вот другому нужен постоянный контроль. Одного надо вести, а второму – просто давать направление. После уроков мы более демократичны, а во время учебного процесса должна быть дисциплина.
– Кем бы вы стали, если бы не были учителем географии?
– Рассматривалось ещё медицинское направление. Но я боюсь крови, это не мое. Мама работала в бухгалтерии, я соприкасалась и с этой профессией, но это тоже не мое.
– География ассоциируется у меня с путешествиями. Какую бы страну вы выбрали для посещения и почему?
– Везде хочу побывать. В нашем постсоветском пространстве я много, где была. А вот где-нибудь в южных странах мне было бы интересно побывать. Я бы, наверное, выбрала Африку – ЮАР. Хотелось бы развитые государства посмотреть, как там живут. Интересен, прежде всего, сам народ. Этнос – это изюминка каждой страны. Это всегда интересно.
– Что вы предпочитаете: ходить пешком или передвигаться с помощью транспорта? Если транспорта, то какого?
– Я люблю железную дорогу. Люблю интересных попутчиков, с которыми есть о чем поговорить. Однажды я ехала с женщиной из Иркутска. Я ее расспросила о том, как работает целлюлозно-бумажный комбинат. Что происходит на Байкале? Благодаря чему прекратилось загрязнение озера? Услышала много новой информации. Рассказы из уст очевидцев – это бесценный объем знаний, который нужен мне для того, чтобы рассказать об этом ученикам.
– А чем вы любите заниматься, кроме работы, какие у вас есть увлечения?
– Раньше, когда в магазинах не было такого разнообразия товаров, мы вязали. Я очень много вязала, особенно в декретном отпуске: платья, юбки, кофточки, шали… А сейчас все купить можно.
– Какой подарок был бы для вас самым лучшим?
– Я немного сочиняю стихи. И когда по какому-то случаю требуется рифма, я всегда пишу. Поэтому, если бы мой ученик посвятил мне стихи, это бы и стало лучшим подарком.
– Какие книги вы любите читать?
– Раньше я многих авторов читала, а сейчас что-то Чехова предпочитаю. В его небольших рассказах заложена очень глубокая суть.
– Вы очень любознательный и эрудированный человек. А чему бы вы ещё хотели научиться?
– Всему. Иногда думаешь, после 50-ти чему ещё можно учиться? Вроде бы, мудрости и так много, и много чего умеешь. А все равно, хочется. Я даже от детей многому учусь. Некоторые из них, несмотря на возраст, такие мудрые уже.
– За какой проступок не смогли бы простить человека?
– Вообще, прощать надо всегда. Но больше всего мне не нравится человеческая грубость, неумение себя вести. Это очень оскорбляет всех, кто с этим сталкивается.
– Есть ли у вас мечта, которая ещё не сбылась?
– Да. Хотелось бы много, много путешествовать.
– Какие «заповеди» вы предложили бы молодым коллегам?
– Конечно, всем хочется пожелать, чтобы детки были понимающие. Пусть даже в чем-то слабенькие, но те дети, которые динамично развиваются. А молодым коллегам хочу напомнить, что главное в работе – результат и понимание того, что наша работа не заканчивается в два часа дня, она постоянна. Что каждому ребенку нужен индивидуальный подход. И если ребенок будет это чувствовать, то он всегда будет душой с учителем. Он будет, по-настоящему, «ваш».
“Прошумим, пролетим и растаем,
Чуть светясь или мир ослепя.
И останется то, что оставим
От себя мы на после себя.
Не за то, что мы сделать хотели,
За иное нас будут судить:
Что построили или успели
Не взрастить, так хотя б насадить.
А прожил, не замечен, не спрошен,
Ни о чем, что потом, не скорбя,
Так и знай – ни плохим, ни хорошим
Не помянут потомки тебя.”
Вам повезло со школой?
Еще по теме:
Марина Бурдыко: Счастлива, когда дети меня понимают
1 комментарий. Оставить новый
Хорошо помню этого учителя.в далёком 1988году ,она молода,общительна, с добрым сердцем./ с большим уважением.