Со времён перестроечного процесса в нашей стране в ходу появилось мистическое и зловещее слово «секта». Тогда, наряду с искреннем обращением к некогда заброшенной православной вере, на экранах телевизоров, в радиовещании и газетах свободно выступали проповедники всех мастей: колдуны, экстрасенсы, неоязычники, кришнаиты, пятидесятники и многие другие.
Теперь всё это в далёком прошлом. Боясь шарлатанов, большинство из нас привычно шарахаются от любой религиозной, а порой даже и от общественной самоорганизации, боясь угодить в одну из «тоталитарных сект». Мы наверняка уверены в том, что они легко способны опутать нас своими психологическими приёмами, потянуть из нас время, деньги и имущество (ну им же надо на что-то существовать!).
Семья развалится, друзья засмеют, на работе выгонят и т. д. О покое, отдыхе, учёбе, карьере придётся забыть! Какие-то из опасений обоснованны, другие надуманны, преувеличены. Давайте трезво разберёмся, так ли опасны секты?
По характеру секта (с греческого учение, школа) – это религиозная организация или группа, содержащая в себе тот или иной философский взгляд на жизнь, основанный на научном, псевдонаучном или мистическом опыте. Поскольку на земле нет определенных, абсолютных знаний о том, откуда появилась жизнь и что же это такое, вопрос о том, существует ли материя, и тому подобные вопросы, то любая философия имеет право на существование. Вместе всё это составляет плюрализм мнений, основанный на свободе личности и свободе совести.
Еще в четвертом веке, в 313 г., римский император Константин нашёл удивительно красивый, устраивающий всех принцип свободы совести. «Христианам и всем другим, о приобретении полной свободы и следования религии по своему собственному выбору». С этого времени многим стало понятно, что власть кесаря-царя простирается лишь на внешнее проявление человеческой души, оставляя внутреннее, подсознательную сторону за кадром.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что различные религиозные школы имеют право на существование. Другое дело, каким образом они осуществляют свою деятельность и контроль над последователями. Тоталитарны эти организации или нет? По форме управления, тоталитарной организацией можно назвать всё, что угодно: религию, бизнес, общественную или политическую организацию, даже государственный строй.
Понятно, что государственная власть должна взять на себя функцию арбитра, заставлять участников религиозных групп жить по государственным законам. Всевозможные проявления экстремизма, шовинизма, ксенофобии, призывы к насилию должны быть вне закона. Общество должно помогать соответствующим службам выявлять такие случаи.
С другой стороны, государство, как гарант конституции, обязано защищать самих членов религиозной организации от подавления их более многочисленными, конкурентными религиозными организациями и группами. Для этого власть на местах должна иметь обученных по религиозным вопросам специалистов, но не отдавать эту сферу на откуп самозваным «борцам с сектами» от доминирующей религии.
Нет юридического понятия «секта». Есть выгода в использовании данного термина, с целью устранения идеологических конкурентов.
Уместно сказать о том, для чего же всё это надо, и какая польза от всех этих философских школ или сект?
1. Такая же, как и от изобилия товаров на рынке. Каждый человек может выбрать: верить ему или нет. Если да, то какому Богу, какой религии?
2. Способствует демократическому процессу. Один человек «в поле не воин». Вместе с группой он может определиться, чтобы отстаивать ту или иную позицию, взгляды на жизнь, которые государство может учитывать.
3. При наличии многочисленных, схожих между собой религиозных групп и учений ослабляется власть культового лидера над людьми.
4. Позволяет раскрываться личностям и генерировать новые философские идеи, доказывать словом и делом свою позицию, т. к. результат религии видится лишь по плодам.
5. При многочисленных философиях неизбежно столкновение между ними, в результате чего общество вынужденно будет приучиться к культурным спорам, толерантности, способности смело высказывать своё мнение.
Все это приведет нашу страну не в забитое и подавленное состояние, а к единству в многообразии, нравственности и процветанию. Так что не так уж и страшен волк, как малюют его в детских сказках!
Еще по теме: