В редакцию газеты «Аспект» пришло письмо от читателей, которые возмущены тем, что, вопреки запрету на продажу слабоалкогольных энергетиков, в ряде магазинов Куйбышева, в основном, в супермаркетах, продолжает продаваться данная продукция. Наши корреспонденты попытались разобраться в этом вопросе.
Совсем недавно прилавки магазинов ломились от разноцветных алюминиевых банок с энергетиками. Самыми раскрученными брендами были Jaguar, Red Devil (производитель «Юнайтед Боттлинг Групп») и Strike (группа компаний «Алкон»). Если верить статистике, россияне ежегодно выпивали 37 миллионов тонн слабоалкогольных энергетиков, в то время как безалкогольных напитков – только 6 миллионов.
От других напитков энергетики отличаются наличием в их составе тонизирующих веществ, чаще всего – кофеина, реже – таурина и гуарана. Основными потребителями этой небезопасной для организма смеси были юноши и девушки в возрасте от 14 до 18 лет. С целью обезопасить подростков от вредной смеси, в 2014-15 годах в России прокатилась волна протеста против продажи энергетиков. В ряде регионов был введен запрет на торговлю напитками.
Не осталась в стороне и Новосибирская область. 12 декабря 2015 года постановлением губернатора на территории региона был введен запрет на продажу слабоалкогольных энергетических напитков. Под него попали напитки с содержанием этилового спирта от 1,2 до 9 процентов, а также кофеина более 0,151 мг/см³ и (или) других тонизирующих компонентов в количестве, достаточном для обеспечения тонизирующего эффекта.
Как на практике выполняется это постановление, выяснял корреспондент газеты «Аспект». Мы прошли по торговым точкам, указанным в письме читателей, и убедились в том, что похожие напитки на прилавках есть. Это все те же известные бренды, такие как Jaguar, Red Devil, Strike и другие.
На вопрос, почему ведется продажа запрещенных напитков, управляющие магазинами не смогли дать однозначный ответ. Но в региональном представительстве пояснили, что в слабоалкогольных напитках, продаваемых в магазинах Куйбышева, кофеина либо других тонизирующих компонентов нет.
Наталья Кучеренко,
региональный директор по торговле формата Дискаунтер группы 3:
Данное постановление ссылается на конкретный технический регламент – определенный ГОСТ. Если товары по данному ГОСТу присутствуют в продаже, то это нарушение. У нас товаров с таким регламентом нет. У нас нет слабоалкогольных тонизирующих напитков. До выхода постановления у нас было три наименования энергетиков, и после запрета мы их изъяли.
Выяснилось, что предприимчивые производители успели изменить состав напитка. В нем по-прежнему есть алкоголь, но исчезли тонизирующие добавки. По сути, из энергетика получился слабоалкогольный коктейль с таким же названием. Расчет на то, что люди будут покупать привычный бренд.
Юридически к продавцу претензий нет: реализация слабоалкогольных напитков законна. Но есть сомнения в том, что все производители алкоэнергетиков перестроили производство на слабоалкогольные газированные напитки. Ведь в ряде регионов России энергетики можно по-прежнему продавать. Не исключено и то, что некоторые производители попросту могут не указывать тонизирующие вещества в составе напитка.
В этом случае остается уповать на помощь специалистов Роспотребнадзора. Ведь именно здесь проходит согласование перечня допустимых ингредиентов. Экспертиза напитка поможет установить, соответствует ли состав коктейля, указанный на банке, его фактическому содержанию. Если на упаковке в составе не указаны тонизирующие элементы, а по факту они есть — будут вопросы к производителю.
Ещё одним помощником в борьбе с незаконной торговлей энергетиками может стать новосибирское региональное отделение «Молодой Гвардии Единой России». Именно «молодогвардейцы» выступили инициаторами запрета и обещали вести контроль над его соблюдением.
Вы почувствовали разницу между старым и новым напитком под названием Jaguar или Red Devil?