15.09.2015 г. вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ). По нему будут рассматриваться административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
К таким, в частности, относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий или бездействия органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными и иными публичными полномочиями, дела о защите избирательных прав, присуждении компенсации за нарушение прав на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, и другие.
Согласно КАС РФ административными являются некоторые дела, которые ранее рассматривались в порядке искового, приказного или особого производства. Например, к ним относятся дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, дела о взыскании налогов и иных обязательных платежей с физических лиц в случаях, предусмотренных федеральным законом, а также о прекращении деятельности средств массовой информации.
Основой административного судопроизводства, согласно Кодексу, является административный иск, стороны процесса именуются как административный истец и административный ответчик; заинтересованными являются лица, за которыми закреплены положения о процессуальном соучастии и установлена возможность предъявления коллективного административного иска.
КАС РФ предусматривает льготы по судебным издержкам, включая расходы по оплате государственной пошлины, только для инвалидов и малоимущих граждан (при подтверждении статуса).
Для лиц, которые могут быть представителями в суде, установлено дополнительное требование – наличие у них высшего юридического образования. Гражданин может лично вести дела, за исключением ситуаций, когда рассматриваются административные дела о признании нормативного правового акта или его части недействующими. В таких случаях заявители без высшего юридического образования вправе вести дела только через представителей.
Если гражданин – административный истец – намерен вести данное дело самостоятельно, то при подаче административного искового заявления он должен указать сведения о наличии у него высшего юридического образования, а также приложить к заявлению копии подтверждающих это документов. В случае, когда данное требование не соблюдено, суд оставляет заявление без движения.
По сути, большинство дел об оспаривании нормативных актов граждане без высшего юридического образования теперь обязаны вести через представителей.
Согласно КАС РФ суд наделен широкими полномочиями по поддержанию порядка в судебном заседании, а также по устранению препятствий к осуществлению административного судопроизводства. Действия в отношении нарушителей порядка названы “мерами процессуального принуждения”.
Предусмотрены две новые меры процессуального принуждения: ограничение выступления участника судебного разбирательства или лишение этого участника слова и обязательство о явке.
Обязательство о явке – письменное обязательство своевременно являться по вызову суда на заседание и незамедлительно сообщать о перемене места жительства или места пребывания. К лицу, которое не исполнило данное обязательство, могут быть применены привод и наложение судебных штрафов.
В КАС РФ указаны случаи, когда административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства. К ним относится, например, ситуация, когда все лица, участвующие в процессе, заявили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным. В этом случае предусматривается возможность упрощенного процесса в 10-дневный срок с момента вынесения определения о рассмотрении дела по такой процедуре.
Сложнее или проще, на ваш взгляд, будет судопроизводство для истца?
Еще по теме: