Барабинец Денис Судариков со школьной скамьи приобщался к учительской деятельности. У него никогда не было затруднений в выборе профессии – всегда знал, какой путь ему предстоит. Директором работает уже не в первой школе и считает, что если его выбирают на эту должность, значит, он справляется с обязанностями неплохо. Пробовал заниматься депутатской деятельностью, однако понял, что политика – не для него. Считает, что сейчас находится на своем месте в жизни.
– Денис Валентинович, когда вы учились в школе, были примерным учеником?
– Ну, во-первых, учился я хорошо. Даже отлично. Я был активистом, пионером, комсомольцем, председателем совета дружины, секретарем комсомольской организации. И у меня всегда были хорошие отношения со всеми ребятами – с отличниками, с отстающими. Конечно, случались и такие ситуации, за которые сейчас немного стыдно. Было такое, что учитель выходил из класса из-за моего поведения. Иногда мы вместе с одноклассниками придумывали и организовывали какие-то шалости. Считаю, что иначе было бы неинтересно. Всякое случалось.
– Когда и как вы решили работать в школе?
– Желание работать в школе присутствовало всегда, еще с начальных классов. Других вариантов я и не рассматривал. Учителем в начальных классах у меня была замечательный педагог Нина Ивановна Тебякина, с которой мы до сих пор общаемся. Мне кажется, что она намеренно привлекала меня к учительской работе. Она доверяла мне проверку тетрадей, выступления в роли учителя. Как бы подталкивала меня к выбору профессии. Возможно, увидела во мне учительские задатки.
– И после школы вы сразу решили стать учителем?
Да, я закончил педагогическое училище в Куйбышеве. Это было еще перед армией. После армии заочно отучился в педагогическом университете Новосибирска на факультете математики и информатики. В 2010 году, успешно окончив аспирантуру, я защитил кандидатскую диссертацию. У меня появилась ученая степень – кандидат педагогических наук. Работу начинал в сельской школе с небольшим количеством учащихся. Работал учителем математики в Кармышакской школе Барабинского района с 1993 года по 1996 год.
– Соответствует ли сегодняшняя должность вашему характеру?
– Директором я работаю с 2001 года, значит, мне доверяют такую работу. Лично я считаю, что для этой должности нужен характер пожестче. Иногда мне, наверное, его не хватает. Это касается и работы в целом, и отношения к себе, и общения с коллегами. Хотя всегда решать какие-то вопросы стараюсь сообща, вместе с коллективом. Стремлюсь конструктивно подходить к решению любой проблемы.
– Что самое трудное в вашей работе?
– Работа с людьми. Думаю, так же – и в любой другой профессии. Руководителя это касается в первую очередь. Все люди абсолютно разные, со своими взглядами на работу, на жизнь, каждый – со своим мнением. Плюс к этому педагогический коллектив – преимущественно женский. Это тоже необходимо учитывать в работе. Самое главное для руководителя – это слаженный коллектив, хорошая управленческая команда. Если не создана управленческая команда, то каким бы хорошим ни был руководитель, работа его не будет приносить результаты.
– Есть рецепт, как стать хорошим руководителем?
– Таких рецептов нет. Каждый коллектив имею свою организационную культуру, свои традиции. Для одного руководителя данный рецепт подходит, для другого он может быть совершенно неприемлем. Все зависит от ситуации, коллектива, общих традиций, от культуры взаимоотношений в команде. Единственный момент, необходимый для всех в одинаковой мере – нужно всегда слушать и слышать людей. И решения нужно принимать, опираясь на свой опыт и свое восприятие проблемы, при этом учитывать то, что говорят люди.
– Какой вы по отношению к ученикам?
– Как руководитель и учитель всегда стараюсь быть требовательным. Я люблю детей, люблю свою работу в качестве учителя. Хотя непросто совместить работу директора и деятельность преподавателя. Уважаю современное поколение. Очень интересные ребята, стремящиеся занять достойное место в жизни. Считаю, что мне удается найти взаимопонимание с детьми. По крайней мере, с моих уроков они не сбегают.
– Почему, на ваш взгляд, дети не любят ходить в школу?
– Я считаю, что большая часть детей понимает необходимость учебы. Если дети не любят и не хотят ходить в школу, то нужно искать первопричину этого. Семья играет немалую роль. Возможно, что ребенок не любит ходить в школу потому, что ему там просто неинтересно. Надо создавать такие условия, чтобы ребенок почувствовал в школе жизненную необходимость. Если там интересно и есть чем заняться, то любой ребенок будет в школу бежать.
– Вы на работе и вы дома – стили поведения сильно отличаются?
– Дома стараюсь, конечно, отдохнуть, забыть про работу. Но не всегда это получается. Поэтому тот стиль поведения, который характерен для меня в школе, может иногда переноситься домой. Мне кажется, когда человек говорит, что дома он один, а на работе другой, то немного лукавит. Все равно выйти из той должности, профессии, которой человек занимается, непросто. Конечно, дома я не директор, а стараюсь просто быть мужем и отцом.
– Бывает ли у вас свободное время, и как вы его проводите?
– Конечно, свободное время есть. Но сейчас, так как я учусь в магистратуре, большая часть этого времени уходит именно на учебу. Есть много заданий, которые я должен выполнить. Если появляются свободные часы, то я стараюсь проводить время с друзьями, родственниками, с семьей. Ну а если у меня отпуск, то стараемся всей семьей съездить куда-нибудь на отдых, попутешествовать.
– Есть ли такое занятие, которое не связано с работой?
– Конкретного занятия нет. Работа и учеба занимают много времени. Я это могу объяснить тем, что сейчас в жизни все меняется очень быстро. В любой сфере жизни постоянно происходят изменения, требования к человеку меняются. Поэтому немалую часть времени приходится тратить на самообразование: чтение специальной литературы, подготовку к совещаниям, семинарам. Хотелось бы, конечно, иметь свое увлечение. Например, профессионально заняться фотографией. Но времени на это пока нет.
– Что больше всего вы не любите делать?
– Не люблю монотонную работу, которая одинакова и повторяется изо дня в день. В любой сфере есть такая работа, в том числе и у меня. Стараюсь в таких случаях разнообразить свой рабочий день, внести что-либо новое в свою работу. То есть делаю все, чтобы у меня сохранялся интерес к этой работе. А без интереса ни о каких результатах речи быть не может. От любой работы надо получать удовольствие.
– Для вас важно общественное мнение?
– Безусловно, потому что работа школы как на ладони. Школа всегда под пристальным вниманием общественности – все так или иначе с ней связаны. Поэтому для меня имеет ценность мнение о школе, о коллективе и обо мне, как представителе этой школы. Если общество считает, что образовательное учреждение достойное, то и родители приведут своих детей в это учреждение. Мы дорожим общественным мнением и всячески стараемся его улучшать. Это часть нашей работы.
– Почему вы не занимаетесь политической работой, например, не баллотируетесь в горсовет или райсовет?
– В свое время я уже был депутатом городского совета Барабинска, когда работал в школе №92 учителем. Здесь, в школе №93, у меня была попытка баллотироваться в депутаты районного совета, но не получилось. Если честно, понимаю, что работа директора публичная и подразумевает где-то и деятельность депутатскую. Но политика – это не совсем мое. Опять же, жизнь меняется быстро, и кто знает, может быть, мое мнение изменится.
– Каким вы видите будущее Барабинска, Барабинского района и школы №93?
– Уверен, что Барабинский район, как и всегда, будет достойным и сильным. Где-то в мире все равно знают, что есть такой Барабинский район, есть люди, которые здесь работают, и есть замечательные дети. Только благодаря людям, которые здесь живут и работают, будущее у района, безусловно, есть. Система образования нашего района считается сильной. Она славится своими результатами, учителями, руководителями, детьми. Я уверен, что она останется на высоком уровне и в дальнейшем. Традиции, которые сложились и складываются в течение почти 80 лет жизни школы №93, настолько крепкие, что она будет жить и развиваться и дальше. Сегодня школе не хватает помещений, поэтому надеюсь, что в ближайшем будущем эта проблема исчезнет. Чтобы дети и учителя имели больше возможностей проявить себя.
Как бы вы хотели жить: планово или спонтанно?