Дмитрий Махныткин: Люблю порядок во всем

Это 1 сентября для него стало тройным праздником: Днём знаний, днем рождения и 45-летним юбилеем школы, которую он возглавил в апреле текущего года. Знакомьтесь, Дмитрий Николаевич Махныткин, уроженец небольшого поселка в Северном районе. Базовое образование получил в педагогическом колледже города Куйбышева, окончив физкультурное отделение. После службы в армии окончил КФ НГПУ по специальности учитель физической культуры.

18 лет проработал в гимназии №1 учителем физкультуры, преподавателем и организатором ОБЖ, отвечал за детскую безопасность. В 2015 году стал победителем в конкурсе на замещение вакантной должности директора средней общеобразовательной школы №9. Женат, имеет двух сыновей, внучку и внука.

— Дмитрий Николаевич, в наше время учитель — довольно редкая специальность среди мужчин. Что привело Вас в эту профессию?
— Сначала не думал, что я буду работать учителем. Но когда стал заниматься спортом, появилось желание передать свой опыт детям, чтобы у них был здоровый образ жизни, и сами они росли здоровыми. Как говорил мой тренер, уважающий себя мужчина должен подтягиваться 18 раз. Я эту норму выполняю, поэтому рад за себя и детей, которых я учил быть сильными, здоровыми и крепкими духом.

— Вы единственный педагог в семье или у Вас целая династия?
— Мама 40 лет отработала в маленькой школе учителем русского языка и литературы. И одна сестра — тоже педагог. У нас четверо детей в семье: два педагога и два медика. Дети не пошли по моим стопам, выбрали другие специальности, более мужественные, ездят нефть ищут. Оба сына занимаются геологоразведкой.

— Вы всегда работали в школе или был какой-то другой опыт? Если да, то что он Вам дал? У Вас вообще есть что-то типа «запасного аэродрома» — профессии про запас?
— Я работал в силовых структурах несколько лет. Но там я тоже работал с детьми, трудными детьми, это была инспекция по делам несовершеннолетних. Имея этот опыт, я понял, что для меня проще работать в школе. Не мое это — судить и наказывать ребенка. Воспитывать — это совсем другое дело.

— Прежде чем решиться на должность директора школы, Вы взвешивали все «за» и «против»? И были ли вообще эти «против»?
— Говорят, в Японии каждые 5 лет люди меняют свой род деятельности, потому что иногда профессия начинает напоминать конвейер, что очень утомляет человека. Изо дня в день, выполняя одно и то же, человек привыкает, не видит новизны, поэтому и мне захотелось поменять свой род деятельности, хоть у меня была интересная и насыщенная работа. Есть такое понятие, как здоровые амбиции – и я решил, почему бы не попробовать.

— Трудно ли было поменять коллектив?
— В школу я пришел в конце апреля, это время итоговой аттестации, потом коллектив учителей ушел весь в отпуск, поэтому с 1 сентября я практически только начинаю совместную работу. Но коллектив уже знаком со мной и я с ним, знаю плюсы и минусы. С прежним коллективом было тяжело расставаться. Иногда заезжаю туда, иногда поднимаю трубку и говорю: «Да, гимназия», хотя работаю в школе. Но потихоньку начинаю привыкать. Понимаю, что это уже своё — и дети, и коллеги, и школа. Хотя ритм работы такой, что мало времени остается на общение с учениками. Хотелось быть ближе к детям, но куча бумаг, всяких отчетов, всего…
Плюсы и минусы не писал. Решение пришло, было принято и обжалованию не подлежит. Решил, что попробую. Я же не был уверен в том, что выиграю в конкурсе. Написал программу развития школы, — своё видение того, что хотелось бы поменять. Хотя на самом деле задача не стояла и не стоит что-то поменять, задача — сохранить то хорошее, что есть, возможно, рейтинг поднять и конкурентоспособность.

— Как вам кажется, Вы сами определяете то, что с Вами происходит, или так складываются звезды?
— Я думаю, что все-таки сам. Никогда не задумывался о звездах. Хотя люблю ночное небо и звезды, но на них полагаться не стоит – только на себя.

— Конфуций говорил, что основной задачей учителя является умение открыть новые знания ученику. С Вашей точки зрения, если положить на чашу весов образовательный и воспитательный аспекты педагогики, в чью сторону окажется перевес?
— Всё должно быть вкупе. Человеку нужно быть образованным и воспитанным, готовым к жизни в современном мире. Воспитание и порядочность должны быть на достойно высоком уровне и обязательно основываться на образовании.

— Есть ли у вас пример среди педагогов, на которого Вы бы хотели быть похожим? Быть может, из ваших школьных учителей?
— Я не задавался этим вопросом. Какого-то идеального примера назвать не могу. У каждого человека можно взять что-то хорошее, по зернышку. Не надо останавливаться на конкретной личности.

— Что в Вашей сегодняшней работе самое сложное, а что — самое интересное?
— Это, скорее, не сложность, а чувство огромной ответственности, которая ежедневно, как руководителя, беспокоит меня и днем, и вечером, и ночью. Учебный день начинают 500 детей со своими проблемами, радостями и печалями, и думаешь, как каждому из них создать комфортные условия. Заботишься, чтобы учитель не заболел, чтобы хозяйственные работы выполнялись, чтобы чисто было в школе — проблем много. Но когда все получается, и когда ты видишь результат, чувствуешь, что тобой довольны твои подчиненные, тебе улыбаются дети на улице, здороваются, тебе улыбается тот же технический персонал.., когда ты чувствуешь, что ты здесь нужен, понимаешь, что ты, действительно, на своем месте, тогда приходит вдохновение.

— Что касается семьи, считаете ли Вы себя в ее пределах другим человеком? Есть ли разительное отличие между Вами публичным и Вами в обычной семейной жизни?
— В самом вопросе уже есть ответ — дома я домашний, в тапочках и халате. Но тоже могу сказать «нет», и моё решение обжалованию не подлежит и дома. Любая демократия должна быть управляемой. Это не авторитарное управление, это демократия, но немножко под управлением.

— У Вас двое сыновей. Как Вы занимались их воспитанием? Остается ли время у учителя на своих детей, а теперь уже и на внуков?
— Оба сына учились у меня в гимназии, и поэтому каждый день были под присмотром. Я не скажу, что они были яркие звезды учебы или спорта, — нормальные дети. Бывало, и я, как отец, выслушивал замечания, потому что и с урока могли уйти, и кого-то толкнуть, подраться. Нормальные мальчишки… Хватало времени и на рыбалку, и на отдых совместный. Хотя бы немножко, но находилось.

— У Вас есть ощущение собственного возраста? Расходится ли оно с тем, что указано в паспорте? И в каком возрасте Вы хотели бы пребывать?
— Когда работаешь в школе, с детьми, это дает обратную связь. Ты подпитываешься от детей задором, стараешься улыбаться, знать их сленг, их разговоры, увлечения, способы общения, знать, что такое социальные сети, поэтому, конечно, ты ощущаешь себя моложе. Меня мой возраст абсолютно устраивает. Я не хочу быть ни моложе, ни старше, мне комфортно в сегодняшнем дне.

— Как Вы относитесь к критике со стороны? И от кого Вы способны ее воспринимать?
— Критику не люблю, честно сказать. Сам достаточно самокритичен. Но иногда признаю, что критику надо принимать, если действительно, где-то твое упущение и твоя вина — не успел, не правильно принял решение.

— Со стороны Вы кажетесь очень спокойным и даже мягким человеком. Всегда ли получается оставаться выдержанным в нестандартной ситуации?
— Я стараюсь не обидеть человека ни словом, ни делом, но человек должен почувствовать, когда он не прав, поэтому нужны выдержка и самообладание, чтобы принять решение спокойно. Это действительно настоящий труд.

— Вас волнует, что люди говорят о Вас? Оглядываетесь ли Вы на общественное мнение, принимая решения и совершая поступки?
— Да, я прислушиваюсь к мнению членов коллектива, родителей, но я знаю, что за решения несу ответственность сам, и поэтому иногда я не соглашаюсь и понимаю, что это правильно. Я, конечно, не самодур, но в некоторых случаях приходится людям говорить, что мы сделаем так, как я скажу. Так будет правильно. Ведь для этого и назначают руководителя, чтобы руководить и принимать самостоятельные решения.
Когда начинаешь выслушивать разные мнения, выбрать какое-то одно правильное становится довольно тяжело. И может случиться так, что, пойдя на поводу у кого-то, ты поймешь, что совершил ошибку. Пусть лучше я сам сделаю неправильный шаг, но я буду знать, что я его сделал, и я за него отвечу.

— Сегодня в Вашей жизни есть что-то, что мешает Вам развиваться? Может, хотелось бы отчего-то избавиться или чему-то научиться?
— Учиться приходится ежедневно, потому что объем информации и требования к современному образованию очень высоки. Приходится читать, залазить в интернет, кучу документов каких-то пересматривать. Нельзя стоять на месте. Иногда учат и родители, и коллектив, и сами дети. Барьеров нет. Если есть желание работать, то любой барьер можно преодолеть.

— Когда Вам удается побывать в новых для Вас местах, на что, прежде всего, обращаете внимание, что Вам интересно в первую очередь?
— Очень важно ощущение того места, где ты находишься, — комфортно ли тебе там или не комфортно. И неважно, что перед тобой — природа, берег моря, строение или памятник исторический, ощущения приходят откуда-то изнутри. Больше люблю природу, она забирает у человека негатив и дает новые силы, душевное равновесие. Не обязательно ехать куда-то к океану или к морю, можно за 3-4 км от города выехать. Особенно если осень сухая, то замечательно себя чувствуешь.

— Чем любите заниматься, когда появляется свободная минутка? Есть какое-нибудь хобби?
— Единственное, что у меня осталось — это рыбалка. Я не заядлый рыбак, но приятно закинуть удочку, когда мы летом с семьёй выезжаем на природу. Пока разводится костер, и готовится обед, можно порыбачить. У меня дома есть маленький спортивный уголок, который позволяет мне заниматься. Не так много надо, чтобы поддерживать себя в форме – пару гантелей, эспандер, тренажер, в гараже перекладина есть.

— На что у Вас катастрофически не хватает времени?
— Не хватает понемножку на всё: тут не доделал, там не доделал, стройку начал, ещё что-то… работа много сил забирает.

— Вы авантюрист по своему характеру? Какой самый рискованный шаг был в Вашей жизни?
— Я не скажу, что авантюрист. У меня более взвешенный подход к вещам, и я в хорошем смысле слова консерватор. Я люблю порядок во всем — в делах, в бумагах, должно быть чисто везде, но я не педантичен. Мои требования исходят из этого, что везде должен быть порядок, каждый должен заниматься своим делом и честно исполнять свой профессиональный долг.

— Если бы Ваша жизнь сложилась по-другому, и Вы не стали учителем, то какую профессию выбрали бы для себя?
— Была у меня мечта, перед уходом в армию — хотел служить в силовых структурах. Сейчас это называется ФСБ, а тогда — комитет государственной безопасности (КГБ). У меня дядя был военным и служил в тех структурах. Мне казалось, что там люди на порядок выше и по образованию, и по физической подготовке. Таинственность была какая-то, это же закрытая организация, хотелось заглянуть вовнутрь, но жизнь сложилась по-другому. Ни о чем не жалею, значит, как вы говорите, звезды так сложились.

— В чем для Вас заключается главная жизненная мудрость?
— Такой философский вопрос. Мудрость человеческая, наверное, заключается в том, чтобы оставаться человеком, прожить жизнь так, чтобы оставить после себя след, в хорошем смысле этого слова. И сделать так, чтобы люди вспоминали о тебе хорошо и при жизни, и после неё.

— Опишите Ваш идеальный выходной.
— Единственное, что я бы хотел в выходные, чтобы у меня был отключен телефон. Иногда он мешает, не дает расслабиться, и хочется его отключить, но я понимаю, что нельзя. Я вспоминаю те времена, когда не было сотовых телефонов. Так было замечательно! А вообще я люблю заниматься с машиной в гараже, какие-то такие мужские вещи делать.

— От чего в жизни устаёте больше всего?
— Есть категория людей, которая заставляет нас эмоционально выгорать. Есть такие люди и среди родителей, бабушек и дедушек. А приходится всё равно со всеми работать, общаться, прятать свои эмоции. И потом, когда человек уходит, действительно ощущаешь, что немного устал.

— Чем Вы дорожите сегодня больше всего?
— Все-таки это, наверное, семья — мои дети, мои внуки, их здоровье, здоровье моей мамы, которой 82 года. Мне очень редко удается её навещать, за что я корю себя, но обстоятельства складываются так.

— Как Вы считаете, Вам есть чему поучиться у своих воспитанников?
— Я думаю, что да. Дети есть настолько умные и адекватные, в том числе и в принятии решений. Порой, даже взрослому такое решение не принять, а ребенку под силу. Они немножко другие, мы в одном мире росли, они в другом, и поэтому у них можно многому научиться. Они мыслят по-другому.

— Если бы у Вас была возможность узнать своё будущее, Вы бы решились на это?
— Нет. Я считаю, что это неправильно — знать своё будущее. Тогда нет смысла в сегодняшнем дне, в завтрашнем дне. Надо проживать каждый день, принимать решения, работать… К гадалке я точно не пойду.

— Какие качества Вы цените в людях, в том числе и в учениках?
— Если говорить об учениках, то, наверное, прежде всего воспитанность, а потом уже любознательность и желание научиться учиться. Я склонен к тому, что ребенку не надо давать знания назидательно, он сам должен научиться учиться, добывать любую информацию. Мы должны лишь направить его на верный путь. Есть такое понятие, как «урокодатель», т. е. пришел Дмитрий Николаевич в класс, очки надел и сказал: «Тетради открыли, записали и до свидания». А на самом деле лишь в споре рождается истина, и с детьми надо вести дискуссии и соглашаться с ними. Когда есть общение, диалог, ребенок будет намного умнее, и развитие его станет на ранг выше.

— Если начать всё сначала? Ничего бы не хотелось изменить?
— По большому счету, наверное, нет. Я удовлетворен сегодняшней жизнью. Возможно, это и есть критерий того, что путь, по которому я иду, выбран верно.
Я глубоко убежден в том, что если бы каждый на своем месте, на своей улице, в своем дворе, на своем тротуаре наводил порядок, не выбрасывал мусор, делал свою улицу краше, свой дом лучше, отношения в семье чище, то каждый был бы доволен тем, что имеет. Не надо ругать власти или ещё кого-то, каждый должен заниматься своим делом на своем месте, и тогда будет порядок.

По вашему мнению, директор школы должен быть авторитарен или демократичен?

Еще по теме:

Смена директора в школе №92 Барабинска

2 комментария. Оставить новый

  • Татьяна Решетникова
    08.09.2015 18:16

    Если мне не изменяет память, за 45 лет существования юбилейной школы № 9, это пятый директор! Причем, первый тоже был мужчина!
    Удачи, силы и терпения новому директору и процветания школе!

    Ответить
  • Ольга Агафонова
    14.09.2015 23:22

    ​Дмитрий Николаевич УДАЧИ!!!!! Вы Справитесь!!!!!!!!! Привет от Выпускников гимназии №1!!!!

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.

Читайте также