Святки — это время «от звезды и до воды»: от появления первой звезды в канун Рождества и до крещенского освящения воды. Все время Святок, с 7 января по 19 января,  люди старались прожить как-то особенно, отмечая каждый день своеобразными приметами и гаданиями.

Причем первую неделю Святок, с 7 по 14 января, называют «святые вечера» — из-за близости к Рождеству Христова, а вторую, с 14 по 19 , до Крещения — «страшные вечера».

Такое интригующее название вторая неделя Святок получила потому, что считалось: в это время идет разгул нечистой силы. Народе называл его временем «без креста».

Потому-то тогда и веселиться можно было во всю русскую удаль — с лихими плясками, задорными песнями, драками и другими бесчинствами, и ворожить, и обряды соблюдать языческие, несмотря ни на какие запреты церкви.

В Святки на Руси все 12 дней принято гадать, колядовать и устраивать шумные игры на свежем воздухе. Число 12 приобрело статус священного.

Если человек хотел избавиться от хворей и напастей, он читал молитву 12 раз.

Девушка сажала 12 зерен (по числу месяцев); которое из них прорастет — в том месяце и выйдет замуж. Если зерна не прорастали, значит, замужество в грядущем году красавице не суждено.

В семейный пирог прятали 12 предметов с тайным смыслом: монета — богатство, кольцо — замужество, фруктовый плод (сливу, вишню) — крепкое здоровье, глиняная куколка — появление малыша, драгоценный камень — богатая жизнь. Выбранная вещица и определяла судьбу в новом году.

Молодежь ватагами в дни Святок ходила от избы к избе с пением колядок — поздравительных новогодних песен, принимая подарки. Раньше для них пекли специальное печенье. Теперь это может быть и бутерброд с колбасой, если нужно закусить, а детям нужно обязательно дать что-нибудь сладкое.

12-дневные Святки

8 января — обычаи этого дня нацелены на укрепление семьи. По народному обычаю, принято почитать рожениц и повивальных бабок. Самое время поздравить и остальных родительниц, а также тех, кто помогает им в этом нелегком деле.

9 января — Степанов день назван в честь святого Стефана — первого христианского мученика.На Руси этот день был примечателен тем, что пастухи заключали договора с крестьянами, у которых была скотина.

Кроме пастухов в Степанов день чествовали и лошадей — их было принято поить из серебряной посуды. В год Лошади — это особенно важно.

Еще в этот день девушки «хоронили» свои печали. Для этого в определенном месте устанавливали «чашу пагубную», и девушки, подходя по очереди, сливали в нее воду из принесенных с собой сосудов — как если бы смывали тоску с сердца.

Колядующие в этот день угощались «колядками» — маленькими пирожками из пресного теста с разными начинками, а также медовыми пряниками.

В народе говорили: «Пришел Степан — на нем красный жупан». Это означало, что стоило ждать морозов. А вот если на Степанов день шел снег — это предвещало ненастье и мокрую погоду.

10 января — Домочадцев день, или Рождественский мясоед. Вся семья собиралась в доме: сообща выполняли работы по хозяйству, вместе садились за стол. Этот день напоминал о том, что семейное согласие — самое дорогое, что может быть у человека.

Во многих домах собирались гости и играли в разные игры.

Накануне Домочадцева дня на Красную горку, которая была возле каждой деревни, приносили колья и вбивали их в землю. Утром на горку приходили семьями: каждый повязывал на кол лоскуток ткани и загадывал желание.

Считалось, что если в этот день на скирдах ляжет иней, то лето будет дождливым.

11 января — Страшный день. Он получил такое название потому, что в этот вечер особенно неистовствовала нечистая сила. Чтобы уберечься от ее проделок, принято было совершать определенные обряды.

С Красной горки приносили колья, оставленные там днем раньше, и складывали их во дворе. Старики натрясали сверху соломы из своих постелей. Знахарка приносила угли из печи и разжигала костер. Считалось, что в огне должны сгореть все болезни и беды.

Вечером принято рассказывать страшные истории или загадывать загадки. Начинали с  познавательных — об окружающем мире, природе и труде, – а позже переходили на шуточные — о предметах быта и домашних животных.

Детей в этот день полагалось особенно тщательно оберегать от злых сил — молитвами и доброй заботой. Эта традиция сложилась в память о младенцах, убитых Иродом. Церковь скорбит о четырнадцати тысячах маленьких мучеников, убитых по приказу царя, желавшего уничтожить новорожденного Христа.

Если в этот день дует северный ветер, а облаков на небе нет, то скоро начнутся морозы.

12 января — Анисьин день. Он получил название в честь святой Анисии, жившей в 3-4 веках в Греции. По преданию, ее родители рано умерли, оставив девушке много богатств.

Анисия раздала все свои деньги беднякам, а рабов отпустила на волю. Но и после этого она продолжала помогать людям — лечила больных, утешала скорбящих, заботилась о заключенных в темницы христианах.

В народе говорили: «Не проси у Анисьи тепла»; «К Анисье холода пришли».

Считается, что эта святая помогает при болезнях желудка.

13 января — канун Нового года или Васильева дня, когда по церковному календарю чествовали святителя Василия Кесарийского — богослова, жившего в 4 веке в Каппадокии. Именно ему приписывают изобретение иконостаса, а также авторство множества проповедей.

Вечер накануне Нового года назывался щедрым. Хозяйки готовили множество снеди — с тем, чтобы хватило угостить всех знакомых и соседей, зашедших в гости. Существовало поверье, что богатый стол обеспечит хозяину достаток на весь год.

Особой популярностью пользовались блюда из свинины, так как святой Василий считался покровителем свиноводов. Кроме того, свинья символизировала плодовитость и благополучие.

Также ночью следовало следить за погодой: если ветер дул с юга, это означало жаркий и благополучный год; если с запада — к изобилию молока и рыбы; с востока — к урожаю фруктов и ягод. Много пушистого инея на деревьях предвещало хороший медосбор.

14 января — Васильев день. Он отмечался в честь Василия Великого, известного также как Василий Кесарийский. Этот святитель в 4 веке был архиепископом Кесарии Каппадокийской и прославился как богослов, автор множества проповедей и создатель идеи иконостаса.
В народе Василий считался покровителем свиней, а на Новый год прежде всегда готовили блюда из свинины

В этот день крестьяне даже колядовать ходили со специальными присказками, прося под окнами: «Свинку да боровка выдай для Васильева вечерка»; «Кишку да ножки в верхнее окошко».

В этот день девушки особенно рьяно гадали о замужестве. Также, согласно приметам, в этот день в доме полагалось обязательно иметь денежный запас. В долг же не давали — чтобы не «отдать» свой достаток.

Еще один обряд — засевание зерен — должен был способствовать урожайности. Дети рассыпали зерна на пол, а старшая женщина в доме собирала их и хранила до посева.

Снег или сильный мороз в этот день обещали плодородный год. Ясное звездное небо сулило урожай гороха и ягод, а вьюга — хороший сбор орехов.

15 января — Сильвестров день, или Куриный праздник. Он получил свое название в честь святого Сильвестра. Папа римский Сильвестр I жил в 4 веке и прославился сотворенным чудом. Он изловил морского змея Левиафана и предотвратил тем самым конец света.

Также 15 января русские люди отмечали день Кура и Курки, или Куриный праздник. В этот день было принято чистить курятники. Старушки окуривали курятники смолой и девясилом, чтобы защитить домашнюю птицу от куриной слепоты и отогнать злых духов — лихоманок.

Детям в этот день доставались новые игрушки — петушки из глины.

На Сильвестра гадали на луковицах. Чистили 12 штук (при этом стараясь не заплакать), клали на каждую щепоть соли и до утра оставляли на печи. Какая по счету луковица окажется мокрой — такой месяц и будет дождливым.

Ночью смотрели на месяц: если оба рога остры и ярки — к ветру; если оба рога круты — к морозу; отлогие рога предвещали ненастье. Вьюгу сулили и сороки, если летали вблизи жилья.

На Сильвестра считалось полезным прочитать заговор от болезни; говорили, в этот день он имеет особую силу.

16 января — Гордеев день. Празднование Гордеева дня началось в честь мученика Гордия, который в 320 году в Кесарии Каппадокийской подвергся пыткам за то, что открыто выступал в защиту христиан.

На Руси крестьяне верили, что в этот день голодные ведьмы, возвращаясь с гулянья, доят коров с такой силой, что те погибают. Чтобы избежать этого, над воротами привязывали сальную свечу и обращались к домовому с просьбой присмотреть за скотиной.

В этот день также принято было варить овсяную кашу на молоке и кормить ею коров. Впрочем, и сами хозяева не брезговали этим кушаньем.

По поверью, связанному с названием праздника, в Гордеев день нельзя хвастаться ни добром, ни здоровьем, ни детьми — иначе говоря, нельзя гордиться. В противном случае объект хвастовства можно потерять. По этому поводу говорили: «Сатана гордился — да с неба свалился».

Считалось также, что только в этот день знахарь или знахарка могли вылечить припадочного больного, или «порченого» человека.

Согласно народным приметам, погода в этот день показывала, каким будет март. Кроме того, большие белые облака в небе предвещали вьюгу.

17 января — Зосима-пчельник. В этот день Православная церковь отмечает память Зосимы — пустынника Киликийского.

Но в народном сознании этот день ассоциируется с именем Зосимы Соловецкого — православного святого, основавшего известный монастырь. Он считается покровителем пчеловодов и бортников, поэтому именно ему молились о хорошем сборе меда.

Если в этот день много снега — год будет медовым. Чтобы уважить Зосиму, на стол обязательно ставили мед и лакомства из него — например, медовые пряники.

В день Зосимы принято было гнать чертей. Мужики и бабы надевали тулупы наизнанку и выходили на улицу, прихватив с собою кочерги. Во главе процессии несли горящую ветошь. Люди ходили от двора ко двору и кричали: «Выходи, нечистая сила!».

В это время «забивали черта» — колотили (понарошку, конечно) одного из мужиков, наряженного в лохматый тулуп. После этого разводили костер и праздновали победу над нечистой силой. Парни и девушки прыгали через огонь, чтобы укрепить здоровье и получить счастье.

Чистое небо с полной луной в этот вечер предвещало сильное половодье. А если при безоблачном небе еще и морозно — значит, холода будут стоять еще долго.

18 января — Крещенский сочельник, Голодный вечер. Накануне Крещения Господня люди готовили себя к празднику постом. Оттого и вечер назывался голодным: принято было есть только сочиво — особое кушанье из зерен, а также постную кашу, овощные блины и медовые оладьи.

Под Крещение снег приобретает особые свойства, поэтому его старались собирать и использовать в разных целях. Женщины знали, что только крещенский снег способен выбелить любую холстину.

Верили также, что снег, собранный в крещенский сочельник, может исцелять недуги, а если вымыться в бане водой, натопленной из такого снега, можно надолго сохранить красоту.

В давние времена зародился и обычай, доживший до наших дней, — ходить в полночь на Крещение за водой на реку. Принеся воду домой, ее сохраняли: говорили, что она может стоять в закрытом сосуде, не портясь, и имеет столь же чудесные свойства, что и крещенский снег.

В канун Крещения проводился обряд «проводов святок»: во дворе дома стреляли в небо, скакали на конях вдоль села и с криками били метлами по углам и заборам. По завершении обряда приговаривали: «Иди уже, колядка, с Богом, а через год снова приходи!»

Звездное небо в этот вечер предвещало, что уродится хлеб, снегопад — что вызреет гречка, а метель — что будут хорошо роиться пчелы.

19 января — Крещение — один из главных православных праздников. В этот день церковь отмечает вхождение Иисуса Христа на путь служения людям. По преданию, Сын Божий прошел обряд крещения в водах реки Иордане.

В этот день во льду рек делают прорубь в виде православного креста под названием «иордань». Считается, что в крещенскую ночь вода приобретает чудесные свойства и становится целебной. И в этот день, и впоследствии святую крещенскую воду используют в церковных обрядах, дают пить больным, освящают жилища и поля.

Говорили также, что тот, кто на Крещенье искупается в ледяной воде, будет весь год здоровым.

На Крещение девушки в последний раз пытались узнать свое будущее. Выходили за ворота гадать на первого встречного: если встретится старик — не к добру, а если молодой парень — выйдешь в этом году замуж.

Так получилось, что с этим праздником не связано никаких специальных песен или плясок. Зато существует множество поверий и примет.

В Богоявленскую ночь можно было помолиться небу, чтобы загаданное сбылось.

С праздником связано понятие «крещенские морозы» — они всегда отличались особой силой. Зато после этого дня погода начинала меняться. Люди говорили о морозах: «Трещи не трещи, а минули водокрещи».

В то же время сильный мороз предвещал хороший урожай зерновых. Впрочем, хороший урожай предвещали и туман, и снег хлопьями.

 

Будете соблюдать традиции каждого из 12 дней Святок или какого-то определенного дня?

1 комментарий. Оставить новый

  • Татьяна Ким
    10.01.2014 09:24

    СВЯТКИ… Этим словом я очарована с раннего детства. Тогда, в начале 60-х годов прошлого века, оно не было расхожим и я не знала в чем состоит его смысл. Об этом не говорили в школе и не писали в своих книжках советские писатели. О Рождестве и Святках упоминал отец, родившийся еще в царское время. Но только упоминал, не вдаваясь в подробности. От этих слов на меня веяло глубокой СТАРИНОЙ и СКАЗКОЙ. Такие же ассоциации возникали тогда, когда слушала его негромкий напев про отчаяние ЯМЩИКА, который мчится на удалой тройке по Волге- матушке реке и делится с попутчиком своей кручиной.
    » Ох, СВЯТКИ, скоро будут СВЯТКИ…
    А ЕЙ не быть уже моей.
    Богатый выбрал, да постылый
    Ей не видать отрадных дней…
    Сейчас уже не возродить былого, навсегда утрачены традиции святочных дней. Даже если очень постараться — это будут лишь театрализованные представления в угоду новому веянию времени.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.

Метки: Барабинск, Видео, Куйбышев, святки

Читайте также