Как воспитать успешную личность

Как вы воспитываете своего ребенка? Какими методами пользуетесь, чтобы вырастить успешную, счастливую личность?

Детские психологи считают, что чем раньше ребенок приобретает независимость — тем лучше. Шаги к ней следует начинать ровно с того момента, когда ребенку предстоит сделать самостоятельный выбор, высказать свое мнение и распорядиться своим временем.

Однако идя по пути независимости, нельзя забывать про еще один важный компонент этого процесса — обретение ответственности. Независимое воспитание несет под собой железное правило: «ты не только выбираешь сам, но и несешь ответственность за каждый свой выбор».

Например, начните выделять средства на карманные расходы как можно раньше. Но будьте максимально строги: если он потратил все свои деньги, то мама ему больше не даст до следующей оговоренной даты (три дня, неделя, месяц). Не реагируйте на просьбы, мольбы, недовольное топанье ножкой у магазина игрушек. Это всего лишь демонстрация, способ прощупать вас и обнаружить слабые места. Ни в коем случае не обыгрывайте эту ситуацию как наказание («ты накупил себе всякой мелочевки, теперь мучайся»). Делайте акцент на том, что он САМ выбрал, что покупать и на что потратить деньги, а вы не в праве лишать его выбора.

Сюда же можно отнести и все, связанное с различными секциями и кружками. У ребенка — неустойчивые интересы, и это нормально. Но ваш кошелек не резиновый, чтобы закупать каждый месяц то балетные пуанты, то профессиональные теннисные ракетки, то набор дорогих масляных красок. Не вкладывайте кучу денег в его мимолетную мечту стать хоккеистом: посещения соответствующего кружка в ближайшем доме творчества будет вполне достаточно. Но если ребенок серьезно занимается, целый год почти не пропускал занятий и решил, что это надолго, можно и нужно его поддержать. Это выбор, который может определить дальнейшую судьбу.

Поведенческие аспекты тоже регулируются путем договора с независимым человеком: например, если ребенок носится по комнате с одним зашнурованным ботинком, когда вы собрались гулять, — спокойно раздевайтесь. Вы пойдете гулять завтра. Ребенок сам сделал выбор и должен принимать его последствия.

Если ребенок уже повзрослевший, то старайтесь делать акцент на том, что мама с папой всегда придут на помощь и поддержат, но никак не решат за ребенка те проблемы, которые относятся к его обязанностям (например, учеба или подработка по собственной инициативе).

Многие школьные психологи настоятельно советуют родителям вообще не лезть в учебу ребенка. Не делать вместе с ним уроки (если он только сам не попросил о помощи), не напоминать, что «завтра экзамен», не проверять его дневник и не звонить одноклассникам с целью узнать, что задали, если ребенок заболел.

Дело в том, что, когда ребенок столкнется с выговорами у директора или у классной руководительницы, ему придется самому просить о пересдаче, самому оставаться после занятий, чтобы восполнить пробелы, самому вникать в пропущенный материал. То есть серьезно нести ответственность за учебу и учиться уже не ради родителей, а ради себя и своего будущего.

Любой человек, даже самый независимый, живет в социуме, с правилами которого надо считаться. Ребенок, получивший демократичное воспитание, не должен позволять себе хамство, ложь и провокации в адрес родителей. Но это совсем не значит, что ребенка надо «держать в узде»: независимость прежде всего подразумевает ответственность, а не полную анархию.

Если вам приходится наказывать ребенка, которого вы воспитываете максимально либерально, ставьте его перед выбором: например, вместо отправки в угол, игнорирования и прочих манипуляций с эмоциями ребенка (что, кстати, может сказаться на его психике) сообщите, что он не поедет на долгожданную экскурсию с классом. Ребенок должен знать: за конкретный проступок (X) он получит конкретное, а не абстрактное наказание (Y).

Помните, что нельзя отбирать у независимого ребенка личную вещь — игрушку или любимый диск с мультиком. У свободного человека есть собственное имущество, и оно неприкосновенно. Кстати, практикуя понятие «личного имущества» вы избегаете развития комплекса жадности, встречающегося у детей, у которых свободно и без зазрения совести взрослые отбирали вещи.

Очень важно наказывать ребенка не за «детские провинности» (сломанный компьютер, например), а за общечеловеческие, неэтичные поступки. Ведь сломанный прибор — это всего лишь плод детского любопытства, а вранье родителям — уже неблагородное действие. Перед каждым наказанием ребенок должен отлично понимать, за что его наказывают, и помнить, что за ним, как за независимым человеком, остается право (а не его лишение!) нести ответственность за свое поведение.

Воспитывая ребенка в независимости, вы растите не «хорошего ученика» или «маминого помощника», а личность. Личность, которая однажды скажет вам огромное спасибо за то, что вы старались ее как можно меньше… воспитывать.

От родителей же требуется не так уж и много — просто любить ребенка таким, какой он есть. А чтобы знать, «какой он есть», дайте ему независимость и возможность самостоятельно принимать решения, касающиеся как его настоящего, так и его будущего.

Какие методы воспитания своего ребенка вы применяете ежедневно?

Источник

1 комментарий. Оставить новый

  • Татьяна Ким
    06.12.2012 11:52

    Хорошо бы, чтоб сама жизнь родителей и была методом воспитания.
    Мораль нужна, но прибивать не надо
    Её гвоздем к живым деревьям сада,
    К живым страницам детских повестей.
    Мораль нужна. Но –– никаких гвоздей

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.

Читайте также