Куйбышевский инженер ищет волшебный звук

Первый раз Бориса Петровича о встрече просила еще год назад. Тогда уговорить рассказать его о своем увлечении не удалось. Но когда я позвонила на этот раз, он, как человек просто интеллигентный, не стал отказываться.

И вот сегодня Борис Тырышкин, инженер – электрик, в гостях газеты «Аспект». И наконец-то мы узнаем, как создается скрипка и ее удивительное звучание.

Сначала было серьезное увлечение авиамоделизмом. Школьником вместо домашних уроков Борис бежал испытывать очередную модель самолета. Не раз участвовал на областных соревнованиях по авиамоделизму.

Потом началась учеба на электроэнергетическом факультете в НЭТИ. Школьное увлечение было забыто. Обычная студенческая жизнь в 70-е годы в Советском Союзе. Вечерами слушали Битлз, Роулинг Стоуз…

Но со временем победили Бах и Моцарт. Мальчишкой Борис Петрович закончил и класс фортепиано в музыкальной школе Куйбышева, так сказать по просьбе родителей. Тогда особой любви к музыке не было. Любовь к классической мелодии пришла позже, когда уже с возрастом многое видится не так как раньше.

Борис Тырышкин,
инженер по релейной защите и электроавтоматике на Омском предприятии магистральных электросетей Сибири на подстанции Барабинская:
В 1991 году посмотрел фильм «Визит к минотавру». Кто смотрел, помнит, что в фильме две линии сюжета. Меня заинтересовала та, где мастер учил делать скрипки своего подмастерья Страдивари. Захотелось попробовать тоже постичь секрет звука этого удивительного музыкального инструмента. И вот уже более 20 лет пытаюсь создать свой неповторимый инструмент. Но, как говорил учитель из фильма, скрипки не делают, их, как хлеб, виноград и детей, рождают и выращивают. У меня на рождение одной скрипки уходит больше года. Каждый раз последняя кажется лучшей. Сейчас у меня десять таких инструментов.

Казалось бы, у такого человека и квартира должна быть увешена музыкальными инструментами, живописные картины, рояль… Но ничего подобного, только самые близкие да сослуживцы в курсе, что пытается создать хозяин этой квартиры.

Борис Петрович предпочитает вечера проводит за верстаком, иногда посмотрев по телевизору новости. Да и в новостях одно и тоже. Инженер давно перестал верить обещаниям чиновников, они там сами по себе, народ сам по себе. Впрочем, как убежден он, такая же ситуация и на местном уровне. Лучше послушать классическую музыку.

Тишина, неторопливость, интеллигентность, эпоха советских времен отличают эту квартиру от других. Даже огромный пушистый черный кот неподвижно лежит на спинке кресла. Я уже подумала, мягкая игрушка.

Но как только обращаем на него внимание, кот медленно открывает глаза, прислушивается, потом важно подходит и уже до конца беседы ложится у моих ног. Как будто решил проследить, как бы я не обидела его хозяина. Ведь его котенком чета Тырышкиных подобрала на улице. Теперь вырос красавцем и преданным другом.

Но вернемся к скрипке. Совершенно случайно у знакомых в 90-е годы Борис нашел старую, ненужную скрипку. Разобрал аккуратно, изучил ее строение, и решил, что сможет тоже сделать.

Встал вопрос о материале. Нужны особая ель, клен волнистый, черное дерево. Нашел только елку сибирскую, клен заменил тополем. Сделал. Ну, получился, конечно и соответствующий инструмент.

Это потом Борис Петрович вышел на мастера скрипичных инструментов, который жил в Новосибирске. Специально ездил к нему, брал уроки. Узнал, что нужная древесина растет на Северном Кавказе, Закарпатье, да еще в Хорватии.

Эбеновое дерево (черное), которое необходимо для грифа, растет в Африке. Теперь заказывает все необходимые заготовки по почте. Приобрел необходимый верстак и инструменты (стамески, микрорубанки).

Если бы это все. Главный секрет звука скрипки, как считают знатоки, кроется в составе лака. И у каждого мастера есть свой секретный состав, в продаже лаков для покрытия скрипок не бывает.

Борис Петрович показывает целую коробку всевозможных смол, которые он тоже специально заказывает. Признается, что окончательного рецепта у него до сих пор нет, еще в поиске.

Хотя наш местный мастер считает, что важно правильно нанести грунтовку, тогда и будет волшебный звук. К сожалению, сам он не освоил игру на смычковом инструменте, да и не стремится к этому.

Проверить звучание очередной скрипки доверяет новосибирским музыкантам. Что же хочет услышать наш инженер от своего инструмента? Он пожимает плечами, просто завораживает этот звук, дает безграничный полет человеческой душе.

А услышать, наверное, хочется, как и в фильме, который привел его к этому увлечению — смех ребенка, тихий плач, шорох дождя, голоса птиц, шипение волн, радость и печаль…

Ну а как же домашние относятся к такому, прямо скажем недешевому увлечению? Терпимо, главное – не мешают. У сына другие увлечения, дочь живет самостоятельно, супруга хлопочет на кухне.

В прошлом году наш земляк отправил свою скрипку на международный конкурс имени Генрика Венявского в польском городе Познани. Пока неудачно, но он не огорчен. Значит, еще не пришло время, еще не создал то, что нужно людям.

В своей крохотной мастерской в городской квартире обычный человек пытается создать то, что помогает людям понять красоту музыки, мелодию природы.

Он согласен с великим учителем Амати, что пройдут века, а скрипка будет жить, потому что стремление человека к прекрасному вечно.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники

About Author

3 Comments

  1. Неужели в Куйбышеве живет человек, создающий скрипки?! Таких же мастеров по пальцам можно пересчитать. Куйбышевский левша!

  2. Найля, спасибо за публикацию. Прочел сегодня случайно — супер. Тема, герой, изложение и все остальное — душа отдыхает, от смрада который гуляет по СМИ. Побольше бы таких газет, передач, сообщений. Жить хочется. Борису браво. Скрипка обязательно «полетит», как и его авиамодели.

Leave A Comment

Ваш адрес email не будет опубликован.

wp-puzzle.com logo