Лариса Леденева: Я вся в искусстве

… Время, начинаю про <Светоча> рассказ…

К 60-летнему юбилею преподавателя барабинской ДМШ Леденёвой Ларисы Николаевны

… О таких людях, как Лариса Николаевна Леденёва, говорят: «Вся в искусстве!». Мне довелось быть свидетелем и участником светлых дел этого высокого духа и талантливого педагога от Бога в течение двух десятилетий. Вот вехи моих наблюдений.

Если заглянуть в её личное дело, то можно увидеть, что она сначала училась на фортепианном отделении Барабинской ДМШ. Затем — в Барабинском музыкальном училище, чудом созданном в этой глубинке. Наконец, вернувшись в родную школу, работает в ней по сей день.

Таким образом, практически полстолетия жизнь Ларисы Николаевны связана с музыкальной школой и родным городом. Об этом свидетельствует единственная запись в трудовой книжке — о приёме на работу.

С самого раннего детства её интересовали звуки и только звуки. Слушала классику – сонаты, симфонии, оперы. Любила балет и даже ставила домашние балетные сценки, в которых сама же танцевала.

Очень много читала литературной классики – Цвейга, Бальзака, Кнута Гамсуна, Р. Роллана, И. Тургенева и многих других. Считаю её одной из самых начитанных личностей. Все эти интересы пригодились ей в педагогической деятельности – благодаря им она не только научает детей игре на фортепиано, но формирует личность каждого из них.

Вот, например, фрагмент её урока:
— Плечи опусти, пальцы подними, — наставляет она ученика.
— И это почти каждый день в течение десятков лет? — вопрошал я.
— Понимаешь, я леплю руку ученика, как скульптор лепит свою скульптуру из гипса, — отвечала она.

В этом лаконичном ответе педагога сокрыта глубина понимания музыки, как сокровенного языка духа, который возможно передать через руки ученика. Ведь руки музыканта передают тайный шифр душевных движений композитора, запечатлённых в нотных знаках. И душа ученика-исполнителя должна быть настроена через вьющуюся ленточку мелодии и сопровождающую её гармонию на душу сочинившего её композитора.

Это сложнейший процесс встречи двух душ на расстоянии – через арку прошедших эпох. И всё это должно быть разъяснено ученику и передано его рукам, а от них – клавишам. Сколько раз мне приходилось бывать на академических и выпускных концертах – я мог слушать с закрытыми глазами и сразу же угадывать игру учеников Ларисы Николаевны.

А почему? Потому что ни один звук играемой мелодии не был брошен на произвол судьбы – ученики до последней ноты были обучены бережному отношению к каждому звуку, каждой интонации, каждой мелодии. При этом по каждому играемому учеником произведению всегда чувствовалось, что оно предназначено именно для того, чтобы максимально выигрышно предстала его личность и даже индивидуальность – в выборе программ для своих учеников я встречал вдумчивое, трепетное отношение к каждой детской душе.

Всякая каждодневная беседа с Ларисой Николаевной непременно сводилась к разговору о её учениках – ими занята её душа безраздельно. И потому ею, как истинно творческим педагогом, ставилась мне задача поиска нового фортепианного репертуара, а также поддержка всех нестандартных форм работы. Стихия творчества, а не просто добросовестная работа педагога, всегда вызывала во мне ответный отклик, истинное восхищение и находила полную поддержку.

Так, например, из желания раскрыть таланты сразу всех учеников своего класса, а их насчитывалось до 25!- она придумала форму спектакля. Раз в два года были театрализованные представления:
— по пантеону индийских богов (роль Брахмы сыграл её бывший ученик Сергей Попехин, ныне хирург в Барабинске, а Лакшми — Симбирцева Олеся, ныне преподаватель Барабинского филиала НОККиИ);
— «Ноты кардинала», где ученики играли роли королей, принцесс, пажей, мушкетеров, а автор этой статьи – Кардинала Мазарини;
— по творчеству Шопена (роль Шопена сыграл Ходош Дмитрий, ныне руководитель хора в Красноярске);
— «Из времён короля Артура» и др.

Все эти спектакли тщательно готовились все классом – родители сами шили для своих детей костюмы, требуемые сюжетом, ученики учили пьесы специально для спектакля, писалась музыка, которую ей постоянно поставлял местный композитор Мошкин А. Д. Сценарии, причем, в стихотворной форме, готовила одна из родительниц – Нина Васильевна Попехина. Директор, в моём лице, обеспечивал дополнительными средствами – декорациями, тканями к костюмам, фонограммами, нотами, привлекал спонсоров.

Таким образом, в этом действе, руководимом мудрой рукой педагога – Леденевой Л. Н., участвовали буквально все – ученики, родители, педагоги, спонсоры, директор. Вот классический пример отношения к делу – быть педагогом в самом глубоком смысле слова, тотально, всем существом. Иначе говоря – педагогика для Ларисы Николаевны явилось видом Служения общему благу, городу, Культуре России.

Видя такое отношение к делу и такое понимание своего предназначения как педагога, мною неизменно и в течение всех 20 лет жизни в Барабинске поддерживалось вплоть до мелочей любое её творческое начинание. И пусть не обижаются её коллеги – она бесспорный лидер в школе именно как яркая личность, как Педагог с Большой Буквы – оценить это можно, только убрав амбиции, своекорыстие и зависть молодых педагогов школы.

Это так просто – восхититься и вобрать всё самое лучшее, что есть в ней, впитав всё передовое из её богатого педагогического опыта. Не один год в школе педагоги всех отделений вместо сухих академконцертов стали делать тематические. Инициатором их стала Лариса Николаевна. Так появилась новая прекрасная возможность творчески раскрыться каждому педагогу соответственно их индивидуальности и этим раскрыть своих учеников – были представлены тематические академконцерты по творчеству Моцарта, Баха, русской народной песне и др.

Для улучшения работы фортепианного отделения по инициативе Ларисы Николаевны две музыкальные школы – Барабинская и Куйбышевская — уже не один год проводят кустовые конкурсы, после которых в доброжелательной обстановке детально обсуждаются успехи каждого ученика. Выигрывают педагоги и ученики обеих школ.

Кульминацией творческих находок Леденёвой явился областной конкурс учащихся фортепианного отделения, проходивший в ДКЖ. По отзывам педагогов всех школ, это был самый лучший конкурс за все годы проведения областных конкурсов!

Высота духовного роста педагога определяется конкретными результатами. Вот результаты многолетней педагогической деятельности Ларисы Николаевны Леденёвой:
— более 50 лауреатов областных конкурсов;
— музыкальные училища закончили Новикова Наталья, Бобенко Ольга, Ходош Дмитрий, Степанова Оксана, Кондратова Марина, Симбирцева Олеся, Бритова Ольга, Бритова Таня, Терёшина Ирина (ныне певица Диана с мировой известностью) и др. Большинство из них пошли по музыкальной дороге.
— грамота губернатора НСО Толоконского В. А.;
— высшая категория, присвоенная ей с 2000 г.

В Барабинске Леденёва Л. Н. с её высокой нравственностью, порядочностью, ответственностью, творческим отношением к труду, высокими показателями работы в течение десятилетий является лучшим педагогом музыкальной школы и подлинной жемчужиной Барабинска. Закончим эту статью словами известного русского поэта, которые можно отнести и к Ларисе Николевне Леденёвой: «Когда б таких людей не посылала миру, заглохла б нива жизни». С полным правом Лариса Николаевна может сказать о себе и своей работе: «Я вся в искусстве!»

Владимир ЧЕРЧЕНКО,
генеральный директор Академии Счастья, поэт, предприниматель SCNET, г. Геленджик.


Вы можете сказать такие слова о своем педагоге?

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники

About Author

Leave A Comment

Ваш адрес email не будет опубликован.

wp-puzzle.com logo