«К гробам усопших преступая,
Сознай, сколь тщетна жизнь земная,
И твердо в жизнь иную верь.
Что смертный? Бренный злак в пустыне…
Я там был прежде, что ты ныне.
Ты будешь там, что я теперь». (Эпитафия)

Посещение соборов, храмов и монастырей вызывает у меня необычные чувства и настраивает на философские размышления. Здесь, как ни в каком другом месте, комфортно думается о непостижимой тайне вечности.

Когда я попробовала сосчитать, сколько их в Петербурге, сбилась со счета на второй сотне. Моей жизни уже не хватит, чтобы посетить даже половину. Предпочтение решила отдать знаменитой Александро-Невской лавре.

Александро – Невская лавра – мужской православный монастырь, знаменитый тем, что под его сводами хранится рака с мощами великого князя Александра Невского. За свою богатую историю лавра пережила немало реорганизаций, упразднений и реставраций.

Возрождение монашеской жизни в стенах монастыря началось в 1966 году. Лавра представляет из себя архитектурный ансамбль с множеством церквей, кладбищ и некрополей.

После осмотра основных достопримечательностей подошла к входу в некрополь 18 века. Не могу понять, какая сила меня влечет к последнему приюту усопших? Может, непостижимая тайна загробного мира?

Увиденное поразило своим запустением и мрачностью. Множество безымянных надгробий, нагроможденных в беспорядке, тесноте и захламленности, наводило на грустные мысли.

Беспрестанно накрапывающий дождь создавал соответствующий фон для настроения. Только две могилы на общем фоне смотрелись опрятными и ухоженными: Натальи Ланской (вдовы А. Пушкина) и Михаила Ломоносова. Видно, что могилы посещают и приносят живые цветы.

На соседнем некрополе Мастеров искусств — захоронения более позднего времени: 19-20-х веков. Впечатления от посещения остались совершенно другие. Во-первых, неожиданно прекратился дождь, и выглянуло ласковое солнышко. Всё приобрело вокруг совершенно другую окраску и смысл. Во-вторых, было такое чувство, что пришла на встречу со своими старыми знакомыми.

Композитор Чайковский, писатели Достоевский, Крылов, художники Кустодиев, Шишкин, Куинджи, актеры Комиссаржевская, Черкасов, режиссер знаменитого БДТ Товстоногов.

Непонятным для меня осталось одно: вроде значимость и заслуги у них равнозначны, а памятники – нет. Монументальный ансамбль у Чайковского, гранитное изваяние у Достоевского, а у Кустодиева – маленький, покрытый зеленом мхом, деревянный крестик…

Некрополь – это место, где можно поразмышлять о вечном. За каждой могилой, надгробием и склепом притаилась чья-то душа…

А когда-то, — думала я, — она была полна жизни, планов, успехов… Совсем неожиданно наткнулась на надгробие с эпитафией. Отнеслась к написанному, как к посланию нам, ещё живущим, откуда-то издалека. Неизвестный отвечал на мои размышления:

«Уходит человек из мира, как гость с приятельского пира.
Он утомился кутерьмой, бокал свой допил, кончил ужин.
Пора отправиться домой.
Прохожий! Бодрыми шагами и я ходил здесь меж гробами.
Читал я надписи вокруг, как ты мою сейчас читаешь.
Намёк ты этот понимаешь?».

Намёк незнакомца я поняла, и он меня воодушевил. Как никогда, стало ясно, что жизнь коротка, а значит, её надо любить и ценить во всех проявлениях.

Еще по теме:

Васильевского острова на свете лучше нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.

Читайте также