«Папа у Васи силен в математике…» – помните эту забавную частушку из известного детского кинофильма? …Учится папа за Васю весь год. Где это видано?! Где это слыхано?! Папа решает, а Вася сдает!

Как известно, в каждой шутке есть доля истины. Все начинается с вполне понятного желания родителей помочь своим чадам. Однако постепенно, незаметно для самих себя, взрослые начинают делать уроки за ребенка, вместо того чтобы помогать ему.

Вообще, во всем, что касается учебы детей, родители склонны впадать в две крайности. Одна из них – чрезмерная опека, при которой ученик даже букву не смеет написать без разрешения взрослых, а вторая – полное отсутствие не только помощи, но даже и контроля над успеваемостью ребенка. Мол, меня тоже никто не проверял, и ничего – выучился!

Как же сохранить «правильный баланс»? В начальной школе детям необходима помощь взрослых, поскольку в этом возрасте навык планирования у ребят еще недостаточно развит. Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.

Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребѐнку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьѐзными делами, которыми заняты взрослые. Возможно, вам приходилось наблюдать семьи, где мама считает допустимым прервать занятия сына или дочери. Говорит, что надо срочно сбегать в магазин или вынести мусорное ведро. Или папа предлагает отложить уроки, чтобы посмотреть фильм или сходить в гараж. К сожалению, взрослые не понимают, что своим поведением они воспитывают у школьника отношение к учѐбе как к чему- то маловажному, второстепенному делу.

Какова же степень участия родителей в выполнении детьми домашних заданий? Многие родители оказываются в ситуации, когда ребенок не выполняет работу самостоятельно, им приходится сидеть рядом с ним. Во-первых, это вовсе не значит, что ребенок не умеет действовать сам. Видя, что родители готовы постоянно находиться рядом, ребенок сознательно решает ничего не делать самостоятельно.

В таком случае, надо двигаться постепенно. Я бы предложила несколько дней подряд взрослым садиться как можно дальше от ребенка, выполняющего домашнее задание. Постепенно следует увеличивать расстояние между собой и школьником, пока он не станет работать самостоятельно.

Существуют ли правила выполнения домашнего задания? Очень важно, чтобы ребенок садился за уроки в одно и то же время. Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через час или полтора часа после возвращения ребенка из школы, чтобы он успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних развлечений и игр. Лучше всего начинать занятия в 16 часов.

Последовательность выполнения заданий должна быть от трудных к легким. Если же ученик втягивается в работу медленно, то лучше начинать с более легких занятий и постепенно переходить к трудным. Самую трудную работу следует отнести на середину. После 20 минут занятий следует сделать перерыв на 5—10 минут, во время которого хорошо выполнить несколько физических упражнений или полить цветы. Не забудьте за 10 минут до начала занятий проветрить комнату.

Важным является и место выполнения работы. Оно должно быть постоянным. Помогите своему ребёнку выполнять такое правило: до начала занятий со стола должно быть убрано всё, что не имеет отношения к ним.

Как должны вести себя родители, увидев в работе ребенка ошибки? Как правило, родители в первую очередь обращают внимание на ошибки своих детей. Взрослым стоит взять за правило отмечать и те задания, которые сделаны без ошибок. А относительно заданий, в которых допущена ошибка, сказать ребенку: «Я думаю, что если ты еще раз проверишь этот пример, то у тебя может получиться несколько другой ответ».

Важно направить внимание ребенка на строчку или слово с ошибкой. Спросить, почему возникла такая ошибка, как ее исправить. Так ребенок научиться анализировать свои работы. Свои требования ребенку старайтесь произносить твердым и уверенным голосом.

Бывает, ребенка долго приходится уговаривать сесть за уроки. А сядет — постоянно отвлекается и норовит убежать. Что делать родителям?

Пока ребенок будет считать, что учится для родителей, а ему учеба не нужна, ситуация не исправится. Необходимо сформировать у ребенка мотивацию к обучению, личностный интерес к урокам. Покупайте ему энциклопедии, словари. Разгадывайте кроссворды, головоломки, шарады. Читайте сами и показывайте, что учиться и узнать новое – это интересно! В конце концов, радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье – делать уроки и помогать взрослеть любимому чаду!

Комова Ю. В., педагог -психолог

Как вы помогаете своему ребенку с уроками?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.

Читайте также